Внушение измененного хода времениСтраница 8
Как уже отмечалось, у испытуемых при внушении различного хода времени исследовались электрофизиологические показатели: электрокардиограмма и энцефалограмма. Полученные данные сравнивались с фоновыми.
Как видно на рис. 61, внушение ускоренного в 5 раз хода времени вызывает достаточно явное нарастание частоты пульса, причем тенденция к учащению пульса проявлялась через 3—5 мин. после соответствующего внушения и за 10—12 мин. эксперимента возрастала в среднем на 23% относительно фоновых данных в бодрствующем состоянии. Индивидуальные сдвиги частоты пульса в этих случаях колебались в достаточно широких пределах: в одном случае вообще не наблюдалось нарастания частоты пульса, а в остальных она повышалась от 5 до 60% и более. Внушение замедленного в 5 раз хода времени приводило за такой же период к некоторому снижению частоты пульса относительно предыдущего этапа эксперимента, хотя она всегда была несколько выше фоновых данных. Не исключено, что для формирования брадикардии, которая в какой-то степени соответствовала бы внушаемому замедленному ходу времени, необходимо больше времени, чем для тахикардии при внушении ускоренного хода времени. В любом случае пока остается открытым вопрос о характере сердечнососудистой реакции и степени ее выраженности при переживании измененного хода времени в экспериментах большей длительности.
В связи с формированием указанных тенденций в реакциях сердечнососудистой системы при внушении измененного хода времени несомненный интерес представляют и данные энцефалографии, регистрируемые в те же периоды эксперимента.
На фоновых ЭЭГ у всех испытуемых при закрытых глазах имел место хорошо выраженный относительно моночастотный б-ритм. Величина б-индекса у разных испытуемых колебалась в пределах от 77 до 98. Пространственное распределение б-ритма на ЭЭГ у всех испытуемых также находилось в нормальных границах. Все электроэнцефалограммы относились к первому типу. У испытуемого Ж. на фоновой ЭЭГ имели место редкие эпизоды и ритма при открытых газах и единичные и-волны при ЗГ. У испытуемого Ч. наблюдались очень короткие эпизоды асимметрии б-ритма в затылочных отведениях.
В период гипнотического сна без дополнительных внушений на ЭЭГ отмечался стабильный, регулярный б-ритм, мало отличающийся от исходного, однако величина б-индекса у трех испытуемых несколько снизилась. У испытуемого Ч. в затылочном отведении асимметрия б-ритма в состоянии гипноза проявлялась более отчетливо. Речевые и звуковые раздражители вызывали на короткое время подавление б-ритма полностью или значительно снижали его амплитуду. При ОГ в гипнотическом сне на ЭЭГ отмечалась депрессия б-ритма, независимо от глубины гипноза, а следовательно, и степени восприятия посторонних воздействий, которые могли иметь место, так как специального внушения о полной невосприимчивости к посторонним раздражителям испытуемым не делалось.
При внушении ускоренного хода времени на ЭЭГ у большинства испытуемых отмечалось возрастание б-индекса и уменьшение амплитуды б-ритма в среднем на 3 мкв. У одного из испытуемых отмечалось, кроме того, увеличение частоты б-ритма с 9,5 'до 10,5—11гц.
Переживание замедленного хода времени также сказывалось на ЭЭГ: амплитуда б-ритма незначительно повышалась, появлялась тенденция к снижению б-индекса. У испытуемого Ж. в передних отведениях появлялись достаточно выраженные группы медленных колебаний. Указанные изменения ЭЭГ этого испытуемого, вызванные внушением различного хода времени, сопровождались адекватными сдвигами в частоте пульса и дыхания, которая резко возрастала при «ускоренном» ходе времени и снижалась — при «замедленном». Следует подчеркнуть, что все эти изменения развивались на протяжении эксперимента длительностью до 15 мин. Не исключено, что формирующиеся при этом тенденции вегетативных сдвигов прогрессировали бы и проявлялись рельефнее, если бы реальное время воздействия внушаемых факторов было более продолжительным. Основываясь на данных наших предварительных наблюдений, можно полагать, что постановка таких экспериментов возможна и что при соблюдении необходимых психогигиенических мер и должной осторожности они не представляют опасности для здоровья испытуемых.
Сенсорное воспитание
Сенсорное воспитание – целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представлений). Поскольку сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, сенсорное воспитание выступает как исходное звено умственного воспитания. Поэтому основная задача ...
Психосоциальное развитие дошкольника
Основные психологические новообразования дошкольного возраста
Д. Б. Эльконин считал, что это:
1 )возникновение первого схематичного абрисацель-ного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный о ...
Психологическая коррекция
Другое направление практико-ориентированной психологии - психологическая коррекция. Психокоррекция – это направленное воздействие на те или иные структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Психокоррекция определяется как обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира ...