Психология » Внушение измененного хода времени

Внушение измененного хода времени
Страница 5

В условиях гипотермии в сочетании с сенсорной депривацией при нахождении на дне пропасти Скарассон французский спелеолог Мишель Сифр потерял ощущение времени: иногда ему казалось, что время летит, иногда — что оно замедлило свой ход, а иногда — что оно вообще перестало существовать. В общей оценке прошедшего времени Сифр за 58 дней 17 часов «отстал в отсчетах» на 25 суток. Таким образом, ход времени замедлился для него почти в 2 раза. Спустя год один из учеников Сифра, Жан Пьер Мэрете, пробыл в тех же условиях 174 дня и «отстал» в отсчетах времени на 88 суток. Несмотря на то что он знал об особенностях восприятия времени в этих условиях и, следовательно, психологически был готов к внесению соответствующих коррективов в свои отсчеты, ошибка оказалась аналогичной.

Данные примеры касаются оценки продолжительности очень больших интервалов времени, и не исключено, что это связано не с непосредственным восприятием временных стимулов, а с некоторой их интегральной оценкой, основанной не столько на ощущении—деятельности, аналогичной измерению, — сколько на восприятии — деятельности, аналогичной решению системы уравнений. Другими словами, длительность временного периода оценивалась здесь на основе совокупности полученных впечатлений, заполненности времени деятельностью и событиями. И поскольку в этих условиях «концентрация» событий в объеме времени была значительно меньшей, чем в обычной жизни, сам временной промежуток казался соответственно короче.

В клинической практике расстройства временных восприятий встречаются довольно часто. В одних случаях возникают «насильственные» временное ориентиры, в которых нет никакой необходимости. В других случаях наступает полная временная дезориентация, и больной полностью выключается из системы временных координат. А. Г. Членов и М. Б. Эйдинова описывают больного, для которого ведущим временным ориентиром был период обеда. До обеда он не мог определять времени дня, так как еще не имел для этого «опорной точки». У больных прогрессивным параличом и в отдельных случаях корсаковского психоза вообще могут отсутствовать временные точки отсчета, и такие больные практически оказываются неориентированными во времени.

Клинические наблюдения В. М. Смирнова показали, что раздражение медиобазальных структур височной доли головного мозга приводит к значительному ускорению темпа произнесения вслух цифрового ряда. Представляют большой интерес и данные других авторов, наблюдавших при электрическом раздражении определенных участков мозга такие сдвиги в состоянии больных, которые можно трактовать как изменение и нарушение субъективно переживаемой «шкалы времени».

Н. П. Бехтерева отмечает в связи с этим, что мозговой контроль психических функций обеспечивает многие их стороны, и в том числе восприятие явлений во времени и оценку масштаба времени. Приведенные данные свидетельствуют также о возможности использования мозгом не одного, а многих различных масштабов времени. Н. П. Бехтерева считает, что возможность деятельности мозга в разных системах времени, протекание психических явлений в иной системе времени, чем обычная, вполне допустимы. В качестве примеров можно указать на нередко встречающиеся случаи, когда в стрессовых ситуациях за чрезвычайно короткие промежутки времени в памяти человека успевают «проноситься» необычно длинные фрагменты воспоминаний. Аналогичные явления иногда отмечаются в сновидениях. Однако если эти случаи могут быть подвергнуты критике с позиций избирательной отрывочности памяти, то способность отдельных людей производить практически мгновенно огромнейший объем вычислительных и других операций расценивается как более веское доказательство указанной гипотезы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Заключение.
В заключении подведем итоги. Исследуя природу заниженной самооценки (глава 1) и причины ее формирования (глава 11) мы обнаружили, что большую роль в формировании здоровой самооценки индивида играет социальная среда. Эта закономерность особенно проявляется как в раннем детстве, так и в школьный период. Исследуя различные пути преодолени ...

Диагностика репрезентативных систем. Взаимосвязь языка и репрезентативных систем.
Мы используем язык для передачи мыслей, поэтому неудивительно, что слова являются зеркалом, отражающим способ мышления. Рассмотрим один из тренингов, проводимых Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером, подтверждающий вышеназванную закономерность. Они взяли красные, желтые и зеленые карточки и обошли всех людей из группы, спрашивая у них ...

Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе
Группа 3.4 сформирована гораздо позже остальных классов из дополнительного набора в школу, поведение неустойчивое, позволяют себе различные непослушания на уроках такие, как игра на мобильных телефонах, прослушивание музыки в наушниках, редко, но все же, перемещение по классу без разрешения, распространены отвлеченные беседы не относящи ...

Категории