Объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, выборка исследования и методы исследования
Объект данного исследования – тревожность младшего школьника.
Предмет – уровень школьной тревожности, как фактор социометрического статуса в младшем школьном возрасте.
Цель исследования – выявление взаимосвязи тревожности и социометрического статуса личности младшего школьника.
Задачи исследования:
1) выявить уровень школьной тревожности младших школьников;
2) выявить социометрический статус младших школьников;
3) выявить взаимосвязь социометрического статуса и уровня тревожности младшего школьника.
Теоретическая гипотеза – высокий уровень тревожности будет являться фактором низкого социометрического статуса.
Эмпирическая гипотеза:
1. младший школьник с высоким уровнем школьной тревожности имеет низкие показатели по социометрическому статусу;
2. младший школьник с низким показателем социального статуса характеризуется высоким уровнем общей школьной тревожности, страха самовыражения и страха не соответствовать ожиданиям окружающих.
Выборка включает и мальчиков и девочек, учащихся в 4 классе, численностью 29 человек, из них 16 девочек и 13 мальчиков в возрасте 9-10 лет.
В исследовании используются следующие методы обработки данных:
Для определения уровня тревожности младших школьников, мы использовали методику Филлипса «Диагностика уровня школьной тревожности [5, 90с.]». Данная методика позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Текст состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут, как в нашем случае, предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».
Инструкция для ребенка: «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или не верных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы согласны с ним, или «-» если не согласны».
В измерении социометрического статуса эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста была проведена параметрическая социометрическая процедура с возможностью сделать четыре выбора.
Ход исследования: Каждому ребенку задавались четыре вопроса:
1 Кого бы ты пригласил на день рождение?
1 С кем бы ты хотел (а) сидеть за одной партой?
2 С кем бы ты хотел (а) пойти в поход?
4 К кому бы ты хотел (а) сходить в гости? [19]
На основе психологического исследования уровня тревожности и социометрического статуса, был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента корреляции r-Пирсона. Задача которая перед нами стояла это изучение взаимосвязи двух метрических переменных, измеряемых на одной и той же выборке.
Теоретические основы изучения представлений у детей о роли мужчины в семьях
с различной структурой. Представление, как психологическая
категория
Для того чтобы наиболее полно и всесторонне изучить представления у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой, нам необходимо более подробно остановиться на таких психологических категориях, как «образ», «представление» и «социальные представления».
Понятие образа – сложная, собирательная категория, отражающая определенные я ...
Музыкотерапия
Восходит к опыту древней медицины, Атарведам в Индии, работам Авиценны, Маймонида и др. Эмпирический опыт и множество исследований влияния музыки на организм и психику обосновывают выделение седативной и тонизирующей музыки, разработки специальных музыкальных рецептов для различных заболеваний и эмоциональных состояний. Они используются ...
Технологии переговорного процесса
Простая технология ведения переговоров.
После обсуждения ситуаций пробных переговоров и сравнения материалов фрагментов переговоров по типу "позиционный торг" и переговоров "по интересам", можно предложить группе участников сформировать малые группы по три человека. Для этого раздаются тексты ситуаций (кейсов из &qu ...