Психология » Возрастная психология » Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина

Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина

При построении периодизации Д. Б. Эльконин основывался на следующем:

- возрастное развитие - это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок;

- на диалектическом представлении о процессе развития (детерминированном внутренними противоречиями, целенаправленном, неравномерном с критическими и литическими периодами);

- на конкретно-историческом понимании природы детства (каждая историческая эпоха имеет свою периодизацию детства);

- в основе периодизации должны лежать закономерности развития деятельности и растущего человека.

Отсюда вся психическая жизнь ребенка рассматривается как процесс непрерывной смены деятельностей, причем на каждом возрастном этапе выделяется «ведущая деятельность», с усвоением структур которой связаны главнейшие психологические новообразования данного возраста. Внутри системы ведущей деятельности Д. Б. Эльконин обнаруживает скрытое диалектическое противоречие между двумя аспектами ведущей деятельности - операционально-техническим, относящимся к развитию подсистемы «ребенок - вещь», и эмоционально-мотивационным, связанным с развитием подсистемы «ребенок - взрослый». В общей последовательности ведущих деятельностей попеременно чередуются деятельности с преимущественным развитием то одной, то другой стороны.

Каждая эпоха детства состоит из закономерно связанных между собой двух периодов. В первом периоде идет усвоение задач, мотивов, норм человеческой деятельности и развитие мотивационно-потребностной сферы, во втором - усвоение способов действий с предметами и формирование операционально-технических возможностей. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционально-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они сформировались.

1 эпоха раннего детства ( до 3 лет) – младенчество (до 1 года) – эмоц.общение. ранний возраст (1-3 года) – предметно-манипулитивный вид деят-ти.

2 эпоха детства ( 3-11 лет) – дошкольное детство (3-7), младшее школьное детство (7-11)

3 эпоха подростничества ( 11-17 лет) – младшее подростничество (11-14) – деят-ть интимно-личностного, эмоц общения со сверстниками, юность (14-17) – уч-проф.деят-ть


Аутизм (от греч. сам)
Термин был введен психиатром и психологом Э.Блейером (1857-1939), (Швейцария) для обозначения крайнихформ нарушений контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний, где аутистическое мышление подчинено аффективным потребностям, его произвольная организация нарушена. Аутизм по традиции связывают с психическими нарушениями пр ...

Отечественная школа психологии.
Отечественная наука, как педагогика (Макаренко А.С., Сухомлинский В.А.), так и психология (Выготский А.С., Рубинштейн С.Л., Петровский А.В.), ведущую роль отводит деятельности. Личность формируется и совершенствуется главным образом в процессе активной деятельности, поэтому основной способ преодоления заниженной самооценки заключается в ...

Лурия Александр Романович
Лурия - основоположник отечественной нейропсихологии - нового направления, сложившегося на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. Лурия Александр Романович (1902-1977) - российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, дефектологии, психофизиологии локальных поражений мозга, нейро ...

Категории