Психология » Концепция личности З. Фрейда » "Логика" бессознательного конфликта

"Логика" бессознательного конфликта
Страница 1

Трехкомпонентная модель личности позволяла разграничить понятие о Я и о сознании, истолковать Я как самобытную психическую реальность и тем самым как фактор, играющий собственную роль в организации поведения.

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу.

Инстинкты, содержащиеся в «Оно» стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. «Сверх-Я», в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе.

Таким образом «Я» становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются «Оно» и «Сверх-Я». Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между «Оно» и «Сверх-Я».

На первый взгляд может даже показаться, что именно Я, это сознательное начало, является той движущей силой, которая заставляет Оно изменять направление своей деятельности в соответствии с санкциообразующими нормативами социального бытия.

Однако во фрейдовской структуре личности дело обстоит иначе: не Я управляет Оно, а наоборот, Оно исподволь, невластно диктует свои условия Я .

Как покорный слуга бессознательных влечений, фрейдовское Я пытается сохранить свое доброе согласие с Оно и внешним миром. Поскольку ему это не всегда удается, в нем самом образуется новая инстанция – Сверх-Я или Идеал-Я, которая царит над Я как совесть или бессознательное чувство вины.

Во фрейдовской модели личности Сверх-Я указывается как бы высшим существом, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. Если Я - это главным образом представитель внешнего мира, то Сверх-Я выступает по отношению к нему как защитник интересов Оно.

По своему положению и функциям в психике человека Сверх-Я призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений, то есть переключение социально не одобренного порыва Оно в социально приемлемый импульс Я, и в этом смысле как бы солидаризируется с Я в обуздании влечений Оно. Но по своему содержанию фрейдовское Сверх-Я оказывается все же близким и родственным по отношению к Оно, поскольку является наследником эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений Оно и самых важных libid'ных судеб его.

Сверх-Я даже противостоит Я как поверенный внутреннего мира Оно, что может привести к конфликтной ситуации, чреватой нарушениями в психике человека. Таким образом, фрейдовское Я предстает в виде несчастного сознания, которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с Оно, так и со Сверх-Я.

Хотя Фрейд признавал наследственность и природность бессознательного, субъективно он верил в способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: Там, где было Оно, должно быть Я .

Однако наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Этот механизм помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. Механизм сублимации трактуется как основной источник творчества.

В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее. Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека.

Страницы: 1 2


Способы определения креативности
Слово "креативность" происходит от латинского "creare", что означает порождать, создавать, творить. Уже согласно этому, креативность есть процесс, который развивается и который хранит в себе происхождение и цель. Определение признаков креативности, оценки и креативных качеств учащихся относятся: - беглость - способ ...

Психогенетические исследования расстройств внимания и гиперактивности
В нескольких исследованиях были найдены подтверждения тому, что СДВГ – расстройство, передающееся по наследству. Так, результаты близнецовых работ показали, что нормальный уровень активности ребенка вполне может контролироваться генетически, изучались и генетические влияния на СДВГ. Семейные исследования также подтвердили гипотезу о то ...

Героин
Сначала появился опий (свернувшийся сок опийного мака), затем из него получили морфин , из которого, в свою очередь, синтезировали героин . По наркотической активности героин в несколько раз превосходит морфий. Используется в форме внутривенных инъекций, курения, ингаляций после нагревания. Поступающий на незаконный рынок героин может ...

Категории