Исследование самооценки детей старшего дошкольного возраста. Исследование
уровня самооценки у детей старшего дошкольного возрастаСтраница 1
С целью изучения уровня развития самооценки дошкольников в начале практического исследования в этой области мы организовали констатирующий этап. Исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения детского сада № 372 комбинированного вида г. Волгограда. В исследовании участвовали дети 5 – 6 лет (10 человек).
Наше исследование было направлено на решение следующих задач:
1. выявление у детей уровней адекватности самооценки;
2. разработку программы коррекции выявленных у детей негативных особенностей формирования самооценки;
Для реализации поставленной цели нами были подобраны следующие методики:
1. Методика Марцинковской Т.Д. «Лесенка» [3];
2. Методика «Какой я?» [8];
3. Методика Щур В.Г. по определению своего места среди всех детей [8].
1. Процедура проведения методики Т.Д. Марцинковской «Лесенка».
Цель: исследование самооценки детей 4 – 6 лет.
Задача: выявить уровень адекватности самооценки детей дошкольного возраста.
Стимульный материал теста «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Посередине располагают фигуру ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.
Инструкция: Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?
Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение, в случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.
Анализ результатов. Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
В результате проведенного исследования мы получили следующие результаты. (подробнее см. Приложение № 1
)
Из 10 опрошенных детей семеро поставили себя сами на высшую ступеньку «лестницы», двое на пятую ступеньку и один на четвертую. При предположении, куда бы поставила мама – трое детей расположили себя на 7 ступени, один – на 6, четверо – на 5 двое – на 4; куда бы поставил папа: на 7 ступень – пять испытуемых, на 6 – двое и на 5, 4, 3 ступени – по одному ребенку. При ответе, куда бы поставил тебя воспитатель: по три человека оказались на 7, 6 и 4 ступени, один ребенок – на 5. Таким образом, мы наблюдаем завышенную самооценку у всех данной группы в позициях «Я (сам)», «Мама»; в позиции «Папа» завышенная самооценка наблюдается у 8 детей; в позиции «Воспитатель» - самооценка завышена в 7 случаях.
2. процедура проведения методики «Какой Я?»
Эта методика предназначается для определения самооценки ребенком-дошкольником наличия у него некоторых качеств личности. Экспериментатор, пользуясь представленным протоколом (см. Приложение № 2
), спрашивает у ребенка, как он себя сам воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. В данной методике оцениваются следующие качества личности:
1. Хороший
2. Добрый
3. Умный
4. Аккуратный
5. Послушный
6. Внимательный
7. Вежливый
8. Умелый (способный)
9. Честный
10. Смелый
Ответы оцениваются по вербальной шкале: да, нет, не знаю, иногда (не всегда). Оценка результатов: ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Выводы по уровню развития
10 баллов – очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла – низкий; 0-1 балл – очень низкий.
Проведя исследование по данной методике, мы получили следующие результаты. У пятерых детей (Соня Л., Лера М., Леша Л., Рома Л.) очень высокий уровень самооценки. Все перечисленные выше набрали по 10 баллов, у пятерых – высокий уровень самооценки, причем, двое (Алиса Ю. и Костя К.) набрали по 8,5 баллов каждый, трое (Денис Х., Саша П., Стася И.) набрали по 9,5 баллов каждый. (подробнее см. Приложение № 2
). В процентном соотношении это выглядит следующим образом. (см. рис. 1)
Основные коммуникативные жесты и их происхождение.
Во всем мире основные коммуникативные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны - они хмурятся, когда сердятся – у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире обозначает «да» или утверждение. Это своеобразное склонение головы несомненно врожденный жест, т.к. он также используе ...
Ситуационные подходы к эффективному лидерству
Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами усп ...
Уровни общения
Общение может происходить на различных уровнях:
1. Манипулятивный уровень, заключается в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.
2. Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).
3. Выс ...