Психология » Продуктивная и репродуктивная деятельность » Принципы восприятия. Принцип воронки

Принципы восприятия. Принцип воронки

Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.

Свойства восприятия

Предметность объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущения, а составляют образы конкретных предметов. Структурность предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры. Апперцептивность на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека. Контекстность на восприятие оказывают влияние обстоятельства, в которых оно происходит. Осмысленность предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу

Факторы восприятия

Внешние:

Размер, интенсивность (в физическом или эмоциональном плане), контрастность (противоречие с окружением), движение, повторяемость, новизна и узнаваемость

Внутренние:

Установка восприятия ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту.

Потребности и мотивация человек видит то, в чём нуждается или что считает важным. Опыт человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом. Я-концепция восприятие мира группируется вокруг восприятия себя. Личностные особенности оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, в неблагоприятном.

Три механизма селективности восприятия:

Принцип резонанса соответствующее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее. Принцип защиты противостоящее ожиданиям человека воспринимается хуже. Принцип настороженности угрожающее психики человека распознаётся быстрее прочего.

Формы и принципы восприятия

Фигура фон (восприятие выделяет фигуру из фона). Константность объекты длительное время воспринимаются одинаково. Группировка однообразные стимулы группируются в структуры.

Принципы группировки:

Близость расположенное рядом воспринимается вместе. Подобие схожее по каким-то признаком воспринимается вместе. Замкнутость человек склонен заполнять пробелы в фигуре. Целостность человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации. Смежность близкое во времени и пространстве воспринимается как одно. Общая зона стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа. Принцип воронки выражает особенности функций не только спинного мозга, но и высших его отделов.

Сопоставление этих двух фактов приводит к выводу о том, что количество поступающих в кору головного мозга сигналов превосходит физическую возможность их полного словесного выражения. Иначе говоря, мы воспринимаем гораздо больше, чем можем рассказать.

Простого обилия слов недостаточно для выражения данного эмоционального состояния. Совокупность импульсов, его определяющих, принципиально больше вербальных возможностей человека.

Наш вывод удобно иллюстрировать следующей аналогией. В распоряжении регулировщика уличного движения имеется три сигнала: желтый, красный и зеленый. Три сигнала позволяют регулировать уличное движение, но, конечно, не дают человеку возможности выразить все, что он чувствует, наблюдая потоки несущихся машин и муравейник не всегда организованных пешеходов. Допустим, что запертый в будке регулировщик будет чем-то сильно взволнован и не сможет сдержать своих чувств. Эмоциональная реакция в этом случае выразилась бы, вероятно, в форме необычного мигания светофорных огней. Такой способ "отвести душу" привел бы к выразительному и достаточно бессмысленному эффекту, аналогичному поведению человека при стихийной эмоциональной разрядке.


Деловое взаимодействие в системе покупатель-продавец. Структура взаимодействия.
По определению, общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Г.М.Андреева предлагает выделять в феномене межличнос ...

Аргументация и показ товара.
Последовательность аргументации играет важную роль и имеет некоторые правила по проведению деловой беседы между продавцом и покупателем. Продавцу надо поднимать проблемы, вызывающие беспокойство клиента, показывая, что продавец о них знает. Окружать себя рекомендациями, указывать на солидность репутации, доказывать все, что выдвигается ...

Конфликты в личностно-эмоциональной сфере
Руководителю приходится разрешать конфликты не только в деловой, но и в личностно-эмоциональной сфере. При их разрешении применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствует столкновение интересов. Как же вести себя с конфликтной личностью ? 1. Необходимо иметь в виду, что у таких лю ...

Категории