Результаты корреляционного анализа взаимосвязи показателей эмоционального
выгорания и эмоционального интеллекта городских и сельских учителейСтраница 1
При рассмотрении взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания (см. рис. 4) общих тенденций в структурной организации показателей обеих выборок не обнаружено.
В городской выборке была выявлена только одна достоверная, на уровне р = 0,5, обратная взаимосвязь показателя 20 (эмпатия) с показателем 11 (эмоциональный дефицит), что может быть рассмотрено как тенденция. Можно предположить, что такая способность, как эмпатия, влияет на развитие симптома эмоционального дефицита в большей степени у городских учителей. То есть, чем выше способность к соучастию, сочувствию, сопереживанию у городского учителя, тем ниже у него эмоциональный дефицит, который обычно выражается в резких, грубых эмоциональных проявлениях, что не так показательно для выборки сельских учителей.
Если в корреляционной плеяде, образованной показателями эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта, городской выборки обнаружена только одна взаимосвязь между этими явлениями, то в плеяде сельской выборке их девять.
Так, для структуры показателей сельской выборки характерны обратные взаимосвязи показателя 18 эмоционального интеллекта (управление своими эмоциями) с 4-ым (тревога и депрессия), 5-ым (напряжение) и 14-ым (психосоматические и психовегетативные нарушения) показателями эмоционального выгорания (при р = 0,01).
Также, у этого показателя эмоционального интеллекта (18 – управление своими эмоциями) обнаружены связи с показателями эмоционального выгорания: 1 (переживание психотравмирующих обстоятельств), 8 (расширение сферы экономии эмоций), 13 (личностная отстраненность), 15 (истощение). Данные связи могут рассматриваться на уровне тенденции (р=0,5).
Обнаруженные взаимосвязи могут свидетельствовать о том, что повышение величины показателей способности к управлению своими эмоциями способствует снижению склонности к систематическому извлечению из памяти неприятных моментов, а также уровня истощения. При недостаточном уровне развития данной способности у сельских учителей начинает затрагиваться круг неформального общения, проявляются все признаки передозировки общения, также может возникнуть утрата интереса к партнеру, работе вообще. Повышение уровня, наоборот, способствует смягчению проявлений синдрома эмоционального выгорания.
На уровне тенденции также были обнаружены подобные обратные взаимосвязи показателя 19 эмоционального интеллекта (самомотивация) с такими показателями эмоционального выгорания как: 3 ("загнанность в клетку") и 5 (напряжение). Можно сказать, что уровень развития данной способности (здесь имеется в виду наличие эмоций, "самомотивирующих" когнитивную деятельность, связанную с эмоциональной сферой, точнее, с распознаванием, выражением, пониманием эмоций) оказывает подавляющее влияние на появление такого состояния как эмоциональный "затор" или отчаяние, а также на уровень напряжения.
С помощью дивергентного анализа были выявлены наиболее существенные различия в структурах. Это – различия в паре показателей тревоги и депрессии (4) и управления своими эмоциями (18). Данная взаимосвязь наиболее прочна в структуре выборке педагогов сельской местности. Именно у них способность управления своими эмоциями способствует снижению тревоги и депрессии в большей степени, чем у городских учителей.
Таким образом, у педагогов сельской местности такая способность как управление своими эмоциями оказывает положительное влияние на отношение к работе и к самому себе, снижает уровень напряжения; снимает так называемые "болезни стресса", а также является средством устойчивости к развитию эмоционального выгорания в большей степени, чем у городских педагогов.
Задача 5
Ниже приводятся специфические особенности памяти и ее проявлений. Выберите, какие из них соответствуют особенностям человеческой памяти, а какие – особенностям памяти компьютера.
А) Весь объем материала никогда не запоминается целиком (человек);
Б) информация запечатлевается лишь при условии, что в запоминающем устройстве произошли ка ...
Психологические особенности подростковой агрессивности. Особенности
проявления агрессивности у подростков
Исследования показывают, что агрессивные и неагрессивные подростки имеют различную степень привязанности к родителям и близости с ними. Предметом одного такого исследования [2, с. 89] было изучение особенностей идентификации с родителями агрессивных и неагрессивных мальчиков-подростков. В целом было установлено, что у неагрессивных подр ...
Экспериментальное изучение гендерных особенностей
воли младших школьников. Организация и методика эксперимента
Методом сбора эмпирических данных был констатирующий эксперимент, организованный как сравнение гендерных особенностей воли младших школьников. Эксперимент проводился с 15декабря 2006 года по 15 марта 2007 года.
Констатирующий эксперимент проводился на базе третьих классов школы №160 г. Казани.
Цель исследования
: изучение гендерных ос ...
