Организация и методы исследованияСтраница 2
Для каждой из стадий стресса ("напряжение", "резистенция", "истощение") возможна оценка от 0 до 120 баллов. По количественным показателям можно судить о том, несколько сформировалась каждая фаза:
36 и менее баллов — фаза не сформировалась, 37-60 баллов — фаза в стадии формирования, 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.
Уровни остальных показателей могут изменяться в пределах от 0 до 30 баллов. При этом оценка 9 баллов или меньше указывает на не сложившийся симптом, 10-15 баллов — складывающийся симптом, 16 и более — сложившийся симптом, 20 и более баллов — доминирующий симптом.
Методика оценки "эмоционального интеллекта" предложена Н.Холлом [19] для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит пять шкал:
1) эмоциональная осведомленность – пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.
2) управление своими эмоциями (скорее по Е.П.Ильину [19] это, эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность) – пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.
3) самомотивация (по Е.П.Ильину это - произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14) – пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.
4) эмпатия – пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.
5) распознование эмоций других людей (Е.П.Ильин интерепретирует это как умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей) – пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.
По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или -). Чем больше сумма положительных баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление [19].
Статистическая обработка включала в себя установление достоверности различий между выборками по t – критерию Стьюдента, корреляционный анализ, дивергентный анализ (анализу подвергались только те взаимосвязи, значения которых превышали r = 0,5 при р = 0,01 и 0,001).
Таким образом, в исследовании было задействован двадцать один показатель (см. табл. 1)
Таблица 1
Исследуемые показатели
№ |
Методики |
Показатели |
1 |
Переживание психотравмирующих обстоятельств | |
2 |
Неудовлетворенность собой | |
3 |
"Загнанность в клетку" | |
4 |
Тревога, депрессия | |
5 |
"Э. В." |
Напряжение |
6 |
по В.В. |
Неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование |
7 |
Бойко |
Эмоционально-нравственная дезориентация |
8 |
Расширение сферы экономии эмоций | |
9 |
Редукция профессиональных обязанностей | |
10 |
Резис Материал для различения структуры поверхностей и материалов. Общая характеристика восприятия Психопатология. Эндогенные психозы |