Психологическая природа самооценкиСтраница 4
- собственно субъективность самооценки как показатель уровня сформированности личности.
В целом, Р.Бернс со всей очевидностью показал, что генезис самооценки есть процесс динамичный, не усваивающийся раз и навсегда оконченным, постоянным, застывшим.
Источником оценочных значений всего спектра представлений индивида о себе является, указывает Р.Бернс, во-первых, социальное окружение индивида, в котором оценочные значения нормативно фиксируются в языковых эквивалентах, заданные изначально как принимаемые или непринимаемые; во- вторых, социальные реакции на различные проявления индивида и его самонаблюдения. [12, 35.]
В концепции К. Роджерса большое внимание уделено процессу формирования самооценки и роли самооценки в развитии личности. Именно самооценка, по утверждению исследователя, обеспечивает ориентацию индивида в социальной среде и согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями – в этом заключается ее основная функция.
Неофрейдизм. К. Хорни [63], Г. Салливан, рассматривая социальные и социокультурные предпосылки развития самооценки личности, собственно социальную среду понимали как исходно враждебную человеку, его потребностям и стремлениям. Согласно их взглядам, самооценка складывается под давлением постоянного конфликта между внутренними побуждениями субъекта и внешними запретами. Формирование адекватной самооценки невозможно в принципе, а прелставление человека о самом себе изначально является неполным и искаженным. В целом же функция самооценки сводится неофрейдистами до уровня приспособления индивида к окружающей среде.
Теоретический анализ работ зарубежных исследователей, посвященных интересующей нас проблеме, позволил сформулировать следующие выводы. На наш взгляд, понимание сущности Я-концепции, каковой она показана в ряде литературных источников, отражает, в большей мере, набор описательных представлений индивида о себе. В реальности часть Я-концепции может быть окрашена как положительно, так и отрицательно, а часть может быть абсолютно нейтральной. Самооценка, и это показано в ряде работ отечественных ученых (Асмолов А.Г. 1990, Столин В.В 1983, Кон И.С. 1978, Фельдшейн Д.И. 1994, Мерлин В.С. 1990, Орлов Ю.М. 1987, Липкина А.И. 1976) в первую очередь предполагает осуществление оценочных операций; данный момент принципиален и указывает на то, что самооценка входит в структуру Я-концепции, а не наоборот. И именно по этим принципам они ни в коей мере не могут полностью отождествляться.
Сущность самооценки, по мнению М.Г. Ярошевского [71], состоит в интеграции представлений субъекта о самом себе, которые не всегда бывают осознанными, но их осуществление всегда происходит на основе сопоставления собственных качеств с особенностями других людей, с его притязаниями и собственным проектом самореализации. Подчеркивая детерминацию самооценки личности социальными отношениями, Л.И. Божович [16, с. 359] отмечала, что познание других не толькуо опрежает познание самого себя, но и служит для него источником и опорой, т.е. сравнение и сопоставление себя с другими есть общепризнаный критерий самооценки. И.С. Кон [32], исследуя аппарат самооценки, заметил следующую закономерность: индивид может оценивать себя не только совокупно, но и частично, т.е. фиксировать внимание на каком-либо своем качестве, свойстве, черте и т.п. Это наблюдение позволило ему прийти к выводу о том, что самооценка может быть общей и частной (конкретной). Общая самооценка, отмечает И.С. Кон, отражает целостное отношение человека к самому себе, его принятие или непринятие себя. Частная самооценка отражает отношение человека к результатам своей деятельности, личностным чертам и т.п. Именно она, считает исследователь, тесно связана с уровнем притязаний, т.е. со степенью трудности задач, которые человек выбирает для себя в той или иной области деятельности.
Агрессивность
Психологический портрет подростка был бы явно не полным, если в нём будет отсутствовать такая важная деталь как агрессия. Агрессивное поведение подростков становится источником душевных страданий не только родителей,
Но и самих подростков, которые нередко сами становятся его жертвами со стороны сверстников. Оно вызывает глубокую озабо ...
Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина
При построении периодизации Д. Б. Эльконин основывался на следующем:
- возрастное развитие - это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок;
- на диалектическо ...
Воздействие ценностей на мир потребностей
1. Формирование потребностей на основе ценностей.
Ненасущные потребности сильно зависят от ценностной ориентации отдельного индивида и общества в целом. Так, потребность в трудовой практической деятельности резко различалась у раба и свободного, у варвара и цивилизованного индивида, в Средние века, у православного и протестанта. У прив ...