Психологическая природа самооценкиСтраница 1
Самооценка является одним из важнейших показателей индивидуально-личностного развития человека. От самооценки зависит характер взаимоотношений человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Под самооценкой в психологии принято понимать интериоризированный механизм социальных крнтактов, ориентаций и ценностей преобразуемый в оценку личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей (Д.И.Фельдштейн 1994,В.В.Столин 1983, И.И.Чеснокова 1977).
- Место самооценки в структуре личности.
Проблема личностного становления с давних пор была одной из приоритетных в рамках наук о человеке. Актуальность этой проблемы объясняется необходимостью индивидуализации воспитания и обучения на основе учёта не только объективных факторов, детерминирующих развития, но субъективного мира формирующейся личности.
Первые эмпирические исследования самооценки, начавшиеся уже в XIX в., развивались преимущественно в рамках психологии личности и возрастной психологии, ставя своей задачей реконструкцию онтогенеза сознательного «Эго» путем непосредственного наблюдения за детьми, анализа детских сочинений и юношеских дневников. Эти исследования содержали немало ценных наблюдений, но были в большинстве случаев описательными, слабо связанными с какой-либо теорией. Такое распространенное в психологии направление, как бихевиоризм, не считало самооценку серьезной научной проблемой, а персоналистская психология скептически относилась к возможности ее экспериментального исследования. Кризис этих крайних ориентации способствовал возрастанию научного интереса к данной тематике. Достаточно сказать, что с 1940 по 1970 г, в мире было опубликовано свыше 2 тыс. психологических исследований, посвященных проблеме «Я», и число их продолжает увеличиваться.
Предметом таких исследовании чаще всего являются структура и компоненты «образа Я» (в каких понятиях индивид воспринимает и описывает себя, какие свойства своего организма и личности он осознает более, и какие менее отчетливо, как сочетаются друг с другом отдельные компоненты этого образа), затем те психические процессы и операции, при помощи которых индивид осознает, оценивает и концептуализирует себя и свое поведение, и, наконец, психологические функции самосознания (насколько адекватны «образ Я» и частные самооценки, и какую роль они играют в саморегуляции поведения личности).
В зарубежной психологии имеется несколько различных подходов к этой проблеме.
Невозможность составить целостный «образ Я» из отдельных самооценок породила попытки психологов представить «Я» как некое структурное единство, связанное со всеми другими аспектами личности. Такова, например, теория 3. Фрейда [62], согласно которой психика личности включает в себя три генетически и функционально различных компонента – «Оно», «Я» (Эго) и «Сверх-Я» (Супер-эго). «Оно» представляет собой резервуар бессознательных психических влечений и импульсов, является единственным источником психической энергии и руководствуется только «принципом удовольствия». Но безоглядная тяга к наслаждению, без учета реальных условий, привела бы человека к гибели. Поэтому, как считает Фрейд, в процессе онтогенеза у индивида формируется «Эго» - сознательное начало, действующее на основе «принципа реальности» и выполняющее посреднические функции между иррациональными стремлениями «Оно», необходимостью физического мира и требованиями общества. Третий компонент, «Супер-эго», возникает на основе «Эго» и воплощает в себе усвоенные индивидом моральные запреты и нормы, внушенные ему в детстве; это, так сказать, интериоризованная, перенесенная внутрь личности, моральная цензура. Кроме «Супер-эго», истоки которого, по Фрейду, лежат в негативных санкциях - наказаниях, запретах, родительской строгости, он выделяет положительный «Эго-идеал» - особую часть «Эго», вырастающую из положительных идентификаций ребенка с заботливыми, любящими родителями или заменяющими их лицами. Если «Супер-эго» определяет, чем человек должен быть, то «Эго-идеал» детерминирует, каким человек хочет стать, кому он подражает. Хотя «Эго-идеал» может видоизменяться, его основы, заложенные в детстве, остаются неизменными, на всю жизнь, предопределяя характер эмоциональных, привязанностей личности, которая всегда ищет один и тот же образ своего «Я».
Теоретические основы проблемы исследования влияния игры на развитие
самооценки дошкольников. Психолого-педагогический подход к
сущности понятия самооценки и ее особенности у детей старшего дошкольно
Рассматривая развитие самооценки в онтогенезе, можно заметить, что новорожденные и младенцы не имеют четких границ своего существа, не понимая, что они - особая, отдельная от остального мира его часть. [1].
Младенец не знает, где кончается он сам и начинается другой человек. Он считает именно себя причиной всех изменений и всякой актив ...
Психологические проблемы руководства
Рассмотренные стили руководства отражают стратегию налаживания взаимоотношений с подчиненными, общую линию поведения руководителя. В рамках избранной стратегии повседневная деятельность руководящего лица разбивается на множество относительно небольших актов общения, управленческих воздействий, взаимодействий с внешними и вышестоящими ин ...
Эмпирическое изучение представлений у детей о роли мужчины в семьях с
различной структурой. Обоснование программы эмпирического
исследования
Целью эмпирического исследования является изучение представлений у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой.
В работе была выдвинута следующая эмпирическая гипотеза – представления о роли мужчины у детей в семьях с различной структурой будут иметь отличия на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.
В соответстви ...