Психология » Изучение потребностей в достижениях у старшеклассников-билингвистов » Эмпирическое исследование психологических особенностей старшеклассников-билингвистов. Цель, задачи и методы исследования

Эмпирическое исследование психологических особенностей старшеклассников-билингвистов. Цель, задачи и методы исследования
Страница 1

Цель: выявить и обобщить основные психологические особенности старшеклассников билингвистов.

Эксперимент проводился в Белорецком педагогическом колледже. В нем приняло участие 18 студентов изучающих французский и английский языки.

Исходя из цели эксперимента, можно выделить следующие задачи:

· Определить уровень предметно-деятельностного и коммуникативного развития исследуемой группы;

· Выявить типы личности и сферы профессиональной деятельности характерной для данной группы;

· Определить общую направленность личности старшеклассника.

· Определить уровень эмоциональной направленности.

Методики исследования:

· Тип общей эмоциональной направленности (ОЭН);

· Диагностика свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента (опросник ОСТ В.М. Русалова);

· Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности (тест Дж. Голланда).

Приведем описание методик:

Тип общей эмоциональной направленности (ОЭН)

Цели методики:

· изучить структуру эмоциональной направленности личности;

· установить ее сходство со структурой педагогического интереса.

Инструкция: «Данная анкета преследует цель установить такие различия, которые нельзя оценить в терминах «лучше» и «хуже». Поэтому, любой ответ будет характеризовать Вас одинаково хорошо, если Вы ответите серьезно и искренне.

Выполните, пожалуйста, в указанном порядке следующие задания:

1. Внимательно прочитайте нижеперечисленный перечень приятных переживаний и напротив того из них, которое Вы больше всего любите испытывать в колонке «Ранг» поставьте цифру «1».

2. Остальным высказываниям присудите соответствующие места в порядке предпочтения, которое Вы отдаете одной эмоции перед другой. Т. е., если Вы данную эмоцию ставите на второе место по желанию ее испытывать, то напротив нее поставьте цифру «2», если на третье место – цифру «3». Одной и той же цифрой может быть оценено только одно переживание.

При работе с данной методикой следует помнить, что:

а) с каждой серией переживаний (из предложенных шести) необходимо работать отдельно, как с самостоятельной;

б) при заполнении колонки «Ранг» смотреть на цифры, полученные в предыдущих сериях исследования, нельзя.

При обработке результатов все ответы необходимо сгруппировать по следующим критериям:

– альтруистические эмоции (в опроснике для их обозначения используется шифр – А) выражаются в чувстве удовольствия от помощи другим людям;

– коммуникативные эмоции (Км) – соответствуют удовлетворению от общения с людьми, которых уважаешь и любишь, от взаимопонимания, помощи со стороны других людей;

– праксические эмоции (П) – соответствуют удовлетворению от успеха в деятельности;

– гностические эмоции (Гн) – соответствуют интересу к познанию нового, наслаждению от этого процесса;

– глорические эмоции (Гл) – связаны в потребностью в славе, самоутверждении;

– эстетические эмоции (Э) соответствуют чувству прекрасного, наслаждению красотой природы, музыки, стихов и т.д.;

– романтические (Р) – определяют склонность к идеализации действительности, мечтательной созерцательности;

– гедонические (Г) – связаны с удовлетворением потребности в душевном и телесном комфорте;

– пугнические (Пг) – связаны с преодолением опасности, интересом к борьбе;

– акизитивные эмоции (Ак) – связаны с интересом к накоплению.

Опросник ОСТ В.М. Русалова

Ход работы: испытуемым выдаются опросники и предлагается следующая инструкция: «Вам предлагается ответить на вопросы, они направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить ситуацию и дать первый естественный ответ, который приходит вам в голову. Отвечайте быстро. Не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса, помните, что нет хороших и плохих ответов, если вы отвечаете «да», поставьте значок «плюс», если «нет» – «минус».

Время работы не ограничивается, но по ходу работы дается указание работать быстрее.

Выделяют следующие 8 шкал.

Эричность (Эр). Потребность в деятельности, уровень активизации и жизненного тонуса. При выборе высоких значений (9 – 10 баллов) отмечается высокая потребность в освоении предметного мира, жажда деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного побуждения. При низких значениях (0–4 балла) – пассивность, низкий уровень активизации тонуса, нежелание умственного напряжения, низкая вовлеченность в процесс деятельности.

Страницы: 1 2


Объективное существование риска
Объективное существование риска связывают с вероятностной природой многих процессов, многовариантностью материальных и идеологических отношений, в которые вступают субъекты социальной жизни. Функционирование и развитие сложных систем описывается посредством статистических законов. Отсюда – невозможность однозначного предсказания наступл ...

Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте
Память в дошкольном возрасте, по представлению В.С. Мухиной, носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ре ...

Представления о правовой действительности осужденных женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы
Важность социально-психологического исследований правосознания связана с социальными процессами, происходящими сегодня в нашей стране. Современная Россия пытается создать правовое государство, граждане которого «живут по закону». Правовое государство невозможно построить «сверху», навязав его людям, поскольку оно может полноценно функци ...

Категории