Психология » Особенности личности подростков с аддиктивным поведением » Понятие и типология девиантного поведения

Понятие и типология девиантного поведения
Страница 4

Патологические ситуацион- Психозы (шизофрения,

онно-личностные реакции. эпилепсия, экзоген-

Психогенные патологичес- ные психозы, реактив-

кие формирования личности. ные психозы и др.)

Пограничные формы интел-

лектуальной недостаточнос-

ти, в т.ч. задержка темпа

психического развития.

По мнению В.Т. Кондрашенко, девиантное поведение – понятие социально-психологическое, обозначающее отклонение от принятых в конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья [11; с.77].

Таким образом, несмотря на разнообразие и высокую частоту проявлений нарушений поведения, побуждающих исследователей к их систематизации, в настоящее время нет единой точки зрения ученых по данной проблеме, отсутствует четкое разграничение понятий, касающихся нарушений поведения, имеет место различные взгляды на формы девиантного поведения, что затрудняет такую систематизацию.

На наш взгляд уместно предложить следующий вариант интерпретации категории девиантное поведение.

По существу термины социальные отклонения, асоциальное поведение и девиантное поведение идентичны, являются синонимами и служат для обозначения поведения в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом девиантное поведение, различаясь как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности может проявляться в различных отклонениях, от нарушений норм морали и незначительных правопроступков до тяжких преступлений. Одновременно асоциальное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и свидетельствует о деформации ценностно-нормативных представлений, то есть деформации системы внутренней регуляции.

Среди девиантных проявлений на наш взгляд уместно выделять, так называемый, докриминогенный уровень, когда молодой человек еще не стал субъектом преступления и его социальные отклонения выражаются в мелких проступках, нарушениях норм морали, не представляющих большой общественной опасности, а также уровень девиаций, выражающихся в преступных, уголовно наказуемых деяниях, когда юноша становится субъектом преступления. Этот уровень девиантного поведения на наш взгляд было бы целесообразно считать делинквентным поведением, хотя первоначально этот термин, предложенный в 1960 году T.Bennett, обозначал лишь патохарактерологические реакции у подростков, проявляющиеся в совершении проступков и мелких правонарушений [7; с. 185].

Страницы: 1 2 3 4 


Недостатки психологии конституционных различий
Типологическое мышление останавливает дальнейшее познание. Подведение под тип дает знание не о самой личности, а о соответствии ее определенной типологии. Мы не можем узнать о человеке ничего сверх того, что заложено в саму типологию. Не всем, но большинству типологических характеристик присуща положительная или отрицательная оценка. О ...

Особенности тревожности у младших школьников
Младшие школьники непосредственны и импульсивны. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополуч ...

Классификация репрезентативных систем по структуре мышления.
Любая работа с информацией проходит ряд обязательных стадий: введение, обработка и оценка. В этой связи в НЛП выделяют три информационные системы активности человеческого мозга: ведущую (ввод информации), предпочитаемую (представление информации в сознании) и референтную (оценка информации). Каждая из перечисленных систем может быть пре ...

Категории