ПредисловиеСтраница 3
Из этих институтов — как самостоятельное научное учреждение — следует особо отметить основанное проф. Бодуэном в Женеве Общество Психологии и Психотерапии, насчитывающее в своих рядах целый ряд видных ученых, представителей медицинской, психологической, философской и др. наук. Упомянем хотя бы имена профессора Бове, профессора А. Адлера, д-ра П. Жане, д-ра К. Юнга и нашего соотечественника профессора Б. Вышеславцева. Эмиль Куэ состоит почетным членом этого общества.
Мы указывали уже, что предлагаемая книжка преследует чисто практические цели. Ее задача — ознакомление с новым методом, преподавание практических указаний и демонстрация многочисленных примеров.
В этом отношении задача осуществлена автором блестяще. Перед тем, кому выпала на долю большая радость присутствовать на одном из публичных сеансов в Нанси, встает картина того общего воодушевления, большого психического подъема и редкой по своей напряженности атмосферы доверия и веры, в которой звучит для всех многочисленных слушателей «проповедь» Эмиля Куэ. Там, в его аудитории, которую внешне справедливо сопоставляют с Лурдом, слова «учителя» приобретают особый смысл и значение: они падают на уготовленную этим психическим подъемом почву и воочию творят большое чудо душевного перерождения.
Естественен поэтому вопрос, который должен встать перед каждым читателем предлагаемой книжки: может ли самостоятельное ознакомление с методом почитаться достаточным для правильного его применения и для достижения успешных результатов?
На вопрос этот следует ответить с величайшею осторожностью. В своей живой речи в своей книге Куэ настойчиво и неоднократно подчеркивает: «я не чудотворец и не целитель, — я никого не исцеляю и не лечу, — я только учу людей, каким образом они сами могут себя исцелять и лечить». Принципиально — по существу самого метода — это вполне справедливое и в высшей степени важное указание. Весь метод зиждется целиком и исключительно на обнаружении и развитии психической самодеятельности человека. Но недаром на страницах этой книжки читатель найдет на каждом шагу упоминание о «руководителе», о наставнике, об его роли в проведении подготовительных опытов, в производстве предварительного внушения и т. п.
Необходим ли такой руководитель? И возможно ли достижение благоприятных результатов одним лишь самостоятельным применением метода?
Мы уже знаем, что основными элементами метода являются два положения: с одной стороны, преобладающая роль самовнушения, и, с другой, необходимость развития и воспитания воображения (в противоположность воле), как рычага и двигателя всего нашего психического, а в конечном итоге и физического бытия. Но самовнушение в том сознательном и намеренном его применении, которое способно пробудить в человеке всемогущую способность «овладения собой», всегда необходимо предполагает наличность какого-то толчка извне, какого-то руководящего начала. Таким толчком может быть или сильное эмоциональное переживание: напряженный аффект, или большой душевный подъем, какой мы наблюдаем в аудитории в Нанси, — или же хотя и более длительная, но несомненно более активная и целесоответственная методическая подготовка, — постепенное развитие способности самовнушения. С другой стороны, такого же внешнего воздействия требует и воспитание воображения. Самый процесс самовнушения, требующий, как увидит читатель, наивозможно более полного выключения волевых функций, предполагает развитие в субъекте способности концентрации, способности подвергать себя в более или менее полное пассивное состояние, и нуждается, следовательно, тоже в соответствующей подготовке.
То и другое достигается наиболее целесообразно при помощи предварительного внушения. Понятно поэтому, почему проф. Бодуэн в последнем издании своей книги указывает на то, что «постороннее внушение в процессе развития самовнушения играет зачастую необходимую и во всяком случае всегда полезную роль. Тот факт, что некоторые лица оказываются способными к самовнушению без предварительной подготовки, подтверждает вполне теоретическое положение, что главным и основным моментом является именно самовнушение. На практике же отнюдь не следует умалять значения постороннего внушения . так как оно является в конечном счете наиболее простой и существенной формой подготовки и упражнения».
Игра в структуре человеческой деятельности
Итак, главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:
1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.
2. Деятельность ч ...
Физиологические основы восприятия
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного ...
Общение как взаимодействие
Анализ общения как взаимодействияпредставляет значительные сложности. Вообще разделение трех сторон общения — восприятия, коммуникации и взаимодействия возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить "чистую" коммуникацию, без восприятия и взаимодействия или "чистое" восприятие. Но если восприяти ...