Исследование особенностей представлений образа
семьи и ценностей в родительской и своей семье мужчин и женщин с разной формой
бракаСтраница 2
Таким образом, получается, что из родительской семьи в реальную супруги переносят свой прошлый опыт, свое восприятие прошлого в настоящую семью. Этот процент перенесенного прошлого опыта различен в разных типах семей. Так для мужчин и женщин, находящихся в фактическом браке он составляет 28%, для супругов, состоящих в официальном браке он равен 10%, семейные пары, имеющие одного или двух детей 50%. Следовательно, для данных людей, а результате нашего исследования это мужчины и женщины первой и третьей экспериментальной группы, характерно и построение взаимоотношений по образу родительской семьи. Попытаемся проанализировать полученные результаты. К сожалению, из-за невозможности проведения лонгитюдного исследования, мы можем только предполагать, почему это происходит именно таким образом. Вероятно, именно новая ситуация влечет за собой такие изменения. Так для первой группы новой ситуацией выступает фактический брак, т.е. у них нет опыта семейной жизни, тогда как во второй группе этот опыт уже преобладает практически у всех. Для третьей же группы в качестве нового опыта предстает появление ребенка. Респонденты, сталкивающиеся с новой ситуацией, в большей степени ориентируются на опыт родительской семьи, который в свою очередь уже опробован, тем самым получая своего рода опору. В то время как для респондентов второй группы официальное оформление отношений не является проблемной ситуацией, они опираются уже не на опыт, приобретенный в родительской семьи, а привносят нечто свое. Мы полагаем, что в основе формирования представлений может лежать два механизма - трансляция и компенсация. Под трансляцией понимается перенос актуальной семейной ситуации на свои представления, под компенсацией - внесение недостающих аспектов семейной жизни с целью построения более удачной семьи.
Далее перейдем к следующему этапу исследования. А именно, рассмотрим, как родительская семья влияет на ценности "любовь" и "счастливая семейная жизнь".
Так, было установлено, что мужчины и женщины первой группы переносят ценности "любовь" (r= 0,68) и "счастливая семейная жизнь" (r= 0,45) из родительской семьи в реальную. К тому же такая ценность как счастливая семейная жизнь становится значимой для супругов, если в родительской семье не придавали значение интересной работе (r= - 0,61).
Далее было установлено, что во второй группе на ценность "любовь" влияет следующее: если в родительской семье было важно наличие хороших и верных друзей (r= 0,51), то в своей семье супруги придавали значение любви. Счастливая семейная жизнь супругов также, как и в первой группе переносится из родительской семьи в реальную. Однако в своей семье она ценна тогда, когда в родительской семье придавалось значение любви (r= 0,69); уверенности в себе (внутренней гармонии, свободе от внутренних противоречий, сомнений) (r= 0,49) и не придавалось значение красоте природы и искусства (переживанию прекрасного в природе и в искусстве) (r= - 0,47) и продуктивной жизни (r= - 0,53).
А в третье группе на ценность "любовь" влияет следующее: если в родительской семье была важна материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) (r= 0,68), развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) (r= 0,87), свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) (r= 0,62) и не придавалось значение активной деятельной жизни (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) (r= 0,-47), то в своей семье супруги придавали значение любви. Счастливая семейная жизнь супругов также, как и в двух других группах переносится из родительской семьи в свою. Однако она ценна тогда, когда в родительской семье придавалось значение здоровью (физическому и психическому) (r= 0,65), продуктивной жизни (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) (r= 0,63) и не придавалось красоте природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) (r= 0,-53).
Экспериментальное изучение гендерных особенностей
воли младших школьников. Организация и методика эксперимента
Методом сбора эмпирических данных был констатирующий эксперимент, организованный как сравнение гендерных особенностей воли младших школьников. Эксперимент проводился с 15декабря 2006 года по 15 марта 2007 года.
Констатирующий эксперимент проводился на базе третьих классов школы №160 г. Казани.
Цель исследования
: изучение гендерных ос ...
Особенности тревожности у младших школьников
Младшие школьники непосредственны и импульсивны. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополуч ...
Л.С. Выготский о стадиальности развития
Возрастное развитие, в особенности детское, – сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие – это, прежде всего, возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами ...