Психология » Гендерные аспекты волевых качеств младших школьников » Экспериментальное изучение гендерных особенностей воли младших школьников. Организация и методика эксперимента

Экспериментальное изучение гендерных особенностей воли младших школьников. Организация и методика эксперимента

Методом сбора эмпирических данных был констатирующий эксперимент, организованный как сравнение гендерных особенностей воли младших школьников. Эксперимент проводился с 15декабря 2006 года по 15 марта 2007 года.

Констатирующий эксперимент проводился на базе третьих классов школы №160 г. Казани.

Цель исследования

: изучение гендерных особенностей воли младших школьников.

Задачи:

1. Выявить уровень развития таких волевых качеств, как сила воли и терпеливость, у учащихся третьих классов.

2. Проанализировать гендерные особенности развития волевых качеств в младшем школьном возрасте.

3. Осуществить качественный анализ гендерных различий ответов на вопросы методик исследования волевых свойств младших школьников.

Испытуемыми были:

Два третьих класса - возраст 8-9лет.

Таким образом, всего в проведенном нами исследовании участвовало 48 человек.

Методики сбора данных

. Для сбора эмпирического материала нами были использованы две стандартизованные диагностические методики:

тест-опросник для оценки силы воли Н.Н. Обозова, тест-опросник для оценки терпеливости Е.П. Ильина, Е.К. Фещенко.

Тест-опросник для оценки силы воли Н.Н.Обозова использовался нами для исследования уровня силы воли младших школьников. Общая характеристика данной методики. Тест-опросник состоит из 15-ти вопросов, на каждый из которых необходимо ответить «да», «не знаю», «нет». Ответы записываются испытующим в специальном бланке

Нормативные границы уровня силы воли:

0-12 баллов - низкий уровень «силы воли»;

13-21 баллов - средний уровень «силы воли»;

22-30 баллов - высокий уровень «силы воли».

Подробное описание методики Н.Н. Обозова приводится в Приложении 1.

Перед исследованием в каждом классе учащимся была изложена суть проводимого исследования. Далее желающим была предоставлена возможность задать интересующие их вопросы, выяснить значение непонятных слов и выражений, если таковые встречаются.

Для исследования уровня терпеливости

использовался

тест-опросник Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко (в дальнейшем называемый опросник Ильина-Фещенко).

Общая характеристика данной методики. Тест-опросник Ильина-Фещенко состоит из 18-ти вопросов, на каждый из которых необходимо ответить «да» или «нет». Ответы в виде плюсов и минусов записываются испытующим в специальном бланке.

Нормативные границы уровня терпеливости:

0-6 баллов - низкий уровень терпеливости;

7-11 баллов - средний уровень терпеливости;

12-18 баллов – высокий уровень терпеливости.

Подробное описание методики Ильина-Фещенко приводится в Приложении 2

Кроме интегральных показателей уровней «силы воли» и терпеливости нами был осуществлен качественный и количественный анализ ответов на вопросы обоих тестов: по 15-и вопросам 1-го теста и 18- и вопросам 2-го теста. Таким образом, в общей сложности был изучены особенности ответов мальчиков и девочек на каждый из 23-х вопросов двух методик.

Методы обработки

экспериментальных данных.

По каждой методике определялось (для мальчиков и девочек в отдельности, а также по все выборке в целом):

– уровень развития таких волевых качеств, как «сила воли» и терпеливость (средний результат);

– количество и доля (в %) детей, характеризующихся различным уровнем развития «силы воли» и терпеливости;

– соотношение положительных и отрицательных ответов на каждый из вопросов методик для определения уровня «силы воли» и терпеливости (отдельно у мальчиков и девочек, а также в целом по группе) – с целью выявления вопросов использованных нами методик, максимально и минимально различающих мальчиков и девочек по уровню развития волевых качеств.


Конгруэнтность – совпадение слов и жестов.
Более того, исследования доказали, что невербальные сигналы несут в 5 раз больше информации, чем вербальные, и в случае, если сигналы неконгруэнтны, люди полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной. Мы часто можем видеть крупных политиков стоящими на трибуне с плотно скрещенными на груди руками (оборонительная позиц ...

Методы психотерапии. Арттерапия
Как самостоятельный вид психотерапии сложилась в США около полувека назад и представлена разнообразными подходами, объединяемыми пониманием изобразительной деятельности и изображения как способа коммуникации и послания, работа с которыми и образует уникальную ткань этого вида психотерапии. Выросшая из психоанализа арттерапия быстро прео ...

Биологические теории старения
По мнению исследователей в области биологии, старение и смерть являются базовыми, сущностными биологическими свойствами, отражающими функционирование и эволюцию всех живых организмов, включая человека. Биологи исследуют организм, пытаясь измерить природу и предел возрастных изменений, понять, чем вызваны эти изменения, как их можно конт ...

Категории