Речь
Страница 2

Только с появлением речи становится возможным «отделить» от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, только в которой она и становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление, в каких бы формах оно ни осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль. И наоборот, чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи.

Специальные наблюдения в ходе психологических экспериментов показывают, что некоторые школьники и даже взрослые часто испытывают трудности в процессе решения задачи, пока не сформулируют свои рассуждения вслух. Когда же решающие начинают специально и все более четко формулировать, проговаривать одно за другим основные рассуждения (пусть вначале даже явно ошибочные), то такое думание вслух обычно облегчает решение задачи. Формулируя свои размышления вслух для других, человек тем самым формулирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление, фиксирование мысли в словах означает чтение мысли, помогает задержать внимание на различных моментах и частях этой мысли и способствует более глубокому ее пониманию. Благодаря этому и становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение, т. е. четкое и правильное сопоставление всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления.

В слове, в формулировании мысли заключены, таким образом, важнейшие необходимые предпосылки дискурсивного, т. е. рассуждающего, логически расчлененного и осознанного мышления. Благодаря формулированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке, устной или даже письменной. Поэтому всегда существует возможность в случае необходимости снова вернуться к этой мысли, еще глубже ее продумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести с другими мыслями. Формулирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования. Большую роль в этом процессе может играть и так называемая внутренняя речь, решая задачу, человек рассуждает не вслух, а про себя, как бы разговаривая только с собой.

Таким образом, речь неразрывно связана с человеческим мышлением. Мышление необходимо существует в материальной словесной оболочке.

Роль речи в психологической жизни личности может быть раскрыта при анализе ее функций. В психологии впервые К. Бюлер отметил три функции речи: экспрессивную (способность слова выражать переживания), импрессивную (способность воздействовать на рецепиента), познавательную (высказывание истинности или ложности о явлениях). Уточнение функций речи продолжается и в настоящее время. Рассмотрим эти функции.

Речевой сигнал имеет свой денотат – предмет, который он обозначает, а слово соотнесено с понятийным смыслом (конотат). Слово всегда обозначает что-то и, обозначая, обобщает. Благодаря обобщенности признаков предмета в слове достигается понимание общающихся. Речь выступает прежде всего как форма мышления, форма существования опыта. Это проявление номинативной и обобщающей функции речи, где на первый план выступает символическое отражение мира.

Положение о речи как отражении необходимо подчеркнуть потому, что в буржуазной психологии встречается фрейдистское толкование речи как проявление бессознательного. Фрейдисты считают, что личность в речи выступает просто исполнителем или актером, текст же составляется кем-то другим. Под этим «другим» они понимают подсознательное.

В языке аккумулирован коллективный опыт поколений. Усвоение понятийного богатства языка – познание мира индивидом на том уровне, которого достигли предшествующие поколения. Через язык осуществляется связь науки и культуры прошлого, настоящего и будущего. При усвоении общественного опыта можно говорить о речи как функции социализации личности.

Человек выявляет себя в речи, активно воздействует на окружающий мир. В этом проявляется коммуникативная функция. Она может быть направлена на реализацию различных целей, которые достигаются определенными средствами и формами речевых стереотипов. Можно выделить информационную, эмоционально-выразительную, регулятивную направленность коммуникации.

Страницы: 1 2 3 4


Вопросы для повторения
1. Дайте определение понятий "этика", "общение", "деловое общение", "этика делового общения". 2. Каковы особенности этики делового общения традиционного общества? 3. Назовите основные позиции по вопросу о соотношении этики и бизнеса, которые существуют сегодня. 4. Какова, по вашему мнению, роль ...

Белый
Белый цвет ассоциируется с чистотой, невинностью, добродетельностью и верностью. Неудивительно, что он популярен на свадьбах. В былые времена белые одеяния свидетельствовали о богатстве. До появления стиральных машин только состоятельные люди могли себе позволить одежду белого цвета. Подразумевалось, что человек в одежде белого цвета и ...

Гештальт-терапия
Основатель гештальт-терапии Ф. Перлз применил теорию гештальта, ранее использованную в изучении восприятия и мотивации, к личности как единству душевных и телесных переживаний и к ее функционированию. Синтезировав основные представления психоанализа, гештальт-психологии, психодрамы Я. Морено, философии экзистенциализма, телесной психоло ...

Категории