Взаимосвязь шаманских техник и голотропной
психотерапииСтраница 1
Прежде чем стать шаманом, и лечить и «провожать» других членов общины, кандидат в шаманы овладевает своими собственными болезнями – нервными, душевными, соматическими, либо претерпевает серьезные испытания, заставляющие его научаться пребывать в трансовых состояниях. Очень часто у различных народов – это экстатический опыт расчленения тела, после которого происходит обновление органов, согласно мифам. Например, эскимосы рассказывают о животном (медведь, морской конь, морж и т. д.), которое ранит кандидата, четвертует его или съедает, затем его кости обрастают новым телом. Иногда терзающий зверь сам становится духом-помощником будущего шамана. Обычно такие случаи спонтанного призвания проявляются если не в болезни, то по крайней мере в каком-то особенном случае (борьба с морским животным, падение под лед и т. п.), когда шаман бывает серьезно ранен. Однако большинство эскимосских шаманов сами ищут экстатического посвящения, во время которого они проходят через многие испытания, иногда очень похожие на расчленение сибирского и центральноазиатского шамана. В этом случае речь идет о мистическом опыте смерти и воскрешения, вызванном созерцанием своего собственного скелета. Каждый шаман преодолел смерть в ее символической, психической, а часто и физической представленности. Обретя способности принимать «духов», способности ясновидения, яснослышания, трансового влияния на соплеменников, шаман способен лечить, прежде всего «душу» человека, соединяя его с глубинными психическими пластами рода, народности, возвращая ему целостность.
Без сомнения идея терапевтического воздействия С. Грофа перекликается с практикой шаманизма. Она опирается и на работы К.-Г. Юнга, который указывает, что психика располагает могущественным потенциалом самооздоровления, а источником целительных сил является коллективное бессознательное. «Задача врача в контексте трансперсональной психологии и психотерапии сводится к тому, чтобы помочь добраться до глубинных слоев психики, не занимаясь рациональным рассмотрением проблемы с использованием каких-либо специфических методов изменения психической ситуации по заранее выработанному плану. Исцеление оказывается результатом диалектического взаимодействия сознания с индивидуальным и коллективным бессознательным»[7].
Основное кредо голотропной терапии состоит в признании потенциала измененных состояний сознания, способных к эволюции и трансформации и обладающих оздоровительным воздействием. Переживание целостного опыта измененных состояний сознания, как правило, приводит к изменению динамического равновесия исходных симптомов, трансформируемых в поток необычных переживаний и исчезающих в этом процессе. В голотропной терапии были опробованы всевозможные методики и дыхательные процедуры из практики различных эзотерических школ - кундалин-йоги, сиддха-йоги, тибетской ваджраяны, суфизма. Действия шаманов также возможны только при условии достижения трансовых состояний.
Как мы уже неоднократно видели, обучение шаманов часто происходит во время снов. Считается, что именно в снах они воссоединяются с подлинной святой жизнью и восстанавливают непосредственные контакты с богами, духами и душами предков. В сновидениях также упраздняется историческое время и восстанавливается время мифологическое, что позволяет будущему шаману присутствовать при начале мира и благодаря этому стать современником как космогонии, так и первичных мистических откровений. Сны, хотя они и не проходят по жесткому сценарию, являются стереотипными: снятся духи и предки или слышатся их голоса (песни и поучения). Во сне кандидаты узнают также правила посвящения (образ жизни, табу и т. п.), узнают, какие предметы будут нужны при шаманском исцелении.
Иногда этот набор практик и религиозных идей кажется связанным с мифом о древней эпохе, когда связь между Небом и Землей была намного легче. С этой точки зрения шаманское переживание равнозначно возвращению этих первичных мифических времен, а шаман представляется как привилегированное существо, которое обретает для себя счастливое состояние человечества из мифических времен. Большинство иллюстрируют это райское состояние счастливого «времени оного», которого шаманы иногда достигают в своих экстазах. Обретение связи с духовным, неведомым, первоначальным, целостным и делает шамана счастливым, и, чаще всего, здоровым.
Значение сиблинговой позиции для развития личности ребенка
Сиблинговая позиция – (от англ. sibling брат или сестра) стратегия поведения индивида по отношению к его братьям и/или сестрам. Выделяются следующие формальные позиции: старший ребенок, младший ребенок, средний ребенок, единственный ребенок, близнец. Каждой позиции присущ типичный (нормальный) стиль взаимодействия и функционирования инд ...
Тест Равена
Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указат ...
Проблема лидерства
Помимо воли администрации в каждом коллективе складываются малые неформальные группы из трех — семи человек. Если такая группа оказывает существенное влияние на общественное мнение коллектива, то ее называют референтной, или эталонной. Референтная группа может включать людей разных возрастов и не обязательно работающих, например, в одно ...