Социальная психология личностиСтраница 1
Успех деятельности менеджера и бизнесмена во многом зависит от знания ими индивидуально-психологических особенностей деловых партнеров. Что представляет собой человек как личность, каковы его потребности, интересы, цели — все это далеко не праздные вопросы в работе предпринимателя. Для того, чтобы дать правильную оценку психологическим возможностям партнеров и своим собственным силам и умениям, необходимо иметь хотя бы общие представления о сущности и структуре личности,
Известно, что применительно к понятию "человек" используются разные термины и определения" человек, индивид, личность, индивидуум, индивидуальность. Из всех этих слов "человек" — самое общее. Оно обозначает вид в биологической классификации и поэтому представляет собой по преимуществу биосоциальную категорию. На биологическом уровне можно выделить категориальные пары "вид" — "индивид", причем за животным индивидом закрепилось название "особь", а за человеком — "индивидуум" или "индивид". Человеческий индивид — представитель биологического вида "хомо сапиенс". Человек как индивид рассматривается с точки прения его природной организации Человек рождается индивидом, а личностью становится в процессе социализации.
Личность — социализированный индивид. Это социальное качество человека и сущность его не в уникальности как индивидуума, а как раз в противоположном — в социальности, сближающей его с подобными ему индивидами того же рода. Оно зависит от среды, в которой живет человек, социально-экономического строя, культуры, т.е. от многочисленных собственно социальных характеристик окружения. Человек как личность рассматривается с точки зрения выполняемых им в обществе функций, ролей и места, занимаемого в общественной структуре. Поэтому категория, парная понятию "личность", — это "общество".
Для обозначения неповторимости, оригинальности человеческой личности используется понятие "индивидуальность". Однако некоторые ученые считают, что этим нельзя ограничиваться и под индивидуальностью следует понимать высший уровень развития личности, которого достигают не все люди.
Личность — предмет исследования многих наук. Трудность выделения социально-психологического аспекта личностной проблематики состоит в том, что он в равной мере соприкасается с социологическими подходами к рассматриваемой личности и общепсихологическими исследованиями ее как целостности психологических свойств и процессов. Социология исследует личность со стороны ее де индивидуализированных свойств в качестве определенного социального типа. Социолога интересует то общее, что "привязывает" личность к социальной группе, а не то особенное, что отличает ее от других членов группы. В этом смысле социологическое рассмотрение личности в какой-то мере противоположно общепсихологическому.
В отличие от социологии, общая психология исследует в личности прежде всего и главным образом — ее субъективное начало, внутреннюю природу, обусловленную социальными условиями, которые сами по себе предметом изучения здесь не являются.
При изучении личности в социальной психологии акцент делается на конкретно-исторические особенности психологических свойств и внутренней структуры личности как субъекта социальных отношений, взятого в определенных социально-конкретных обстоятельствах. Социальная психология, как пограничная область знаний, осуществляет синтез социологического и общепсихологического подходов в исследовании личности. Социальную психологию интересует процесс становления человека как личности.
Связь оценок ситуации неопределенности с предпочтением стратегий совладания
Исследования учебной деятельности традиционно направлены на анализ ее структуры. Но можно указать и такую ее особенность в вузе как неопределенность образовательной среды, где студент сам должен ставить цели и разрешать проблемные ситуации. Опора на собственный интеллектуально-личностный потенциал - значимый фактор саморегуляции деятель ...
Способность к ассертивности.
Ассертивность (assertive - англ. - уверенность в себе, своих притязаниях)- это способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Это умение оптимально реагировать на замечания, справедливую критику и решительно говорить себе и окружающим “нет”, когда этого требуют обстоятельства. ...
Психосоциальное развитие дошкольника
Основные психологические новообразования дошкольного возраста
Д. Б. Эльконин считал, что это:
1 )возникновение первого схематичного абрисацель-ного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный о ...