Духовные способности
Духовные способности
тоже включают в себя ведущий, духовный компонент и подчиненный материальный. Духовная сторона духовных способностей — это психологические процессы анализа и генерализации (т. е. синтеза, обобщения) и система мыслительных операций — логический вывод, счет и т. п. Духовные способности, как известно, многообразны — это способности к занятиям наукой, искусством, политикой, воспитанием, организационной деятельностью, менеджментом и огромным количеством других видов человеческой активности. Но дух не существует самостоятельно, независимо от материи. Развитие умственных способностей, которые являются духовными, неизбежно сопровождается изменением материальной основы — что приводит к перестройке нейродинамических процессов мозга. Интенсивная умственная деятельность стимулирует формирование дополнительного количества функциональных связей и синапсов (нервных клеток). Духовные способности не могут существовать и развиваться без своего материального компонента.
Материальный компонент духовных способностей — двигательные реакции и работа нервной системы, необходимые для реализации этих способностей. Материальный компонент хорошо заметен, например, в развитии музыкальных способностей. С одной стороны, они, безусловно, относятся к духовным, связаны с художественным мышлением - умением сочинять, интерпретировать и воспроизводить музыку. С другой стороны, работа музыканта — это очень сложная и высококвалифицированная материальная деятельность. Он должен с величайшим мастерством (которое оттачивается с детства) оперировать материальными объектами — музыкальными инструментами.
Все духовные способности имеют материальные механизмы формирования и развития. Знание этих механизмов позволяет грамотно организовывать сервисную деятельность в области образования, науки, культуры, искусства или туризма.
Взаимодействие способностей и потребностей связано с одним из глубоких противоречий человеческой личности, обострившимся в эпоху товарного производства. Его довольно подробно проанализировал Э. Фромм. Механизм товарного производства работает таким образом, что производитель товаров и услуг объективно заинтересован в первую очередь в получении максимальной прибыли. Обычно ее легче получить не за счет развития творческих способностей и потребностей, а за счет удовлетворения потребностей рутинных, развлекательных, быстро доставляющих потребителю примитивные удовольствия. Тем самым механизм сервиса больше удовлетворяет простейшие потребности, чем развивает способности. А это в долгосрочной перспективе ведет к упрощению, примитивизации личности и к застою в развитии не только способностей, но и потребностей. Механизм взаимного стимулирования потребностей и способностей ослабляется. Такая потребительская ориентация человека в эпоху развитого капитализма выразилась даже в несколько странном исторически сложившемся названии этой ступени развития цивилизации — «общество массового потребления». Это название странно потому, что никакое потребление невозможно без производства и поэтому данный тип общества было бы логичнее назвать «обществом массового производства» или «обществом массового производства и потребления». Однако потребительская ориентация личности на удовлетворение простых рутинных потребностей приводит к тому, что производство жизненных благ, в котором раскрываются способности людей, считается чем-то второстепенным, само собой разумеющимся. Можно сказать словами Эриха Фромма, что в обществе господствует ориентация на обладание и стремление больше иметь. Поскольку эта ориентация обедняет личность и ослабляет всю социальную систему, вырабатываются формы противостояния такой односторонности — посредством государственной регуляции и правовых ограничений чересчур разрушительных видов деятельности (обогащения за счет незаконного захвата собственности, торговли наркотиками, хищнической эксплуатации природной среды и т. п.), с помощью морали и традиций, семейного воспитания, деятельности общественных организаций и движений. Сервисные фирмы иногда сталкиваются с дилеммой: ориентироваться только на удовлетворение простых, примитивных, дефицитарных (А. Маслоу) потребностей или формировать у клиентов новые пласты потребностей — более сложных, творческих, креативных (по Э. Фромму и А. Маслоу — бытийных).
Как нам представляется, услуги можно условно разделить на потребительские и креативные. Потребительские направлены на удовлетворение насущных дефицитарных потребностей без развития способностей человека, креативные — на развитие способностей и создание таким путем долговременных условий для дальнейшей эволюции творческих потребностей. Если выражаться еще точнее, в большинстве услуг в разных пропорциях присутствуют и потребительский, и креативный моменты.
Физиологические основы восприятия
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного ...
Что провоцирует стресс?
Люди испытывают стресс и от ситуаций, которые объективно не могут быть признаны стрессовыми, - ситуаций, провоцирующих неосознанный стресс. Такой стресс может проявляться в различных формах.
ФОРМА 1: ИЗМЕНЕНИЕ ПРИВЫЧНЫХ СИТУАЦИЙ
Конечно, серьезные события вызывают объективный стресс: рождение ребенка, уход на новую работу, смена кварт ...
Ключевые понятия
Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин "этика" впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
Мораль (от лат. moralis — нравственный) — ...