Ценностные ориентации как фактор адаптации китайских граждан в РоссииСтраница 1
В последние годы существенно возросло число китайских граждан, пребывающих в Россию. По данным различных исследований, проведенных в России, в процессе адаптации к новой культуре китайские граждане переживают негативные эмоциональные состояния значимо чаще, чем позитивные состояния. Как следствие этого, можно отметить закрытость и нежелание контактировать с представителями других народов, присущую многим китайским гражданам в России.
Трудности вызываются рядом факторов, в числе которых можно выделить различие в ценностях двух культур. В традиционной китайской культуре сохраняются черты, формировавшиеся на протяжении веков. Это черты, сформированные под влиянием конфуцианских ценностей, проповедующих созерцание, уход от взаимодействия с неприятным и стремление к поддержанию межличностной гармонии.
Анализируя данные исследований Г. Хофстеда, М. Хо, Д. Сью и Сью и др., а также на основании собственного эмпирического исследования, Ким с соавторами описывают основные ценности азиатской культуры, выделяя 14 базовых ценностей (выборка состояла, в основном из граждан Китая и Кореи, поэтому они характеризуют прежде всего эти культуры): способность решать психологические проблемы; избегание позора своей семьи; коллективизм; конформность; почитание авторитетных людей; ориентация на учебные и профессиональные достижения; покорность по отношению к родителям; приоритетная роль семьи; поддержание межличностной гармонии; рассмотрение нужд других людей как более важных, чем собственные нужды; взаимность; уважение к старшим и своим предшественникам; самоконтроль и самообладание; скромность в представлении своих достижений.
Представляется, что ценности российской культуры во многом не совпадают с перечисленными ценностями. По крайней мере, современное российское общество в настоящее время обладает более индивидуалистическими ценностями. В частности, не распространена настолько жесткая иерархическая структура семьи и рассмотрение индивида как неотделимой части семьи. Уважение к старшим и своему роду не подкреплены социальными нормами или моралью. В целом, если для китайской культуры характерна жесткость соблюдения моральных норм, то в российской культуре не существует строго заданной системы норм и моральных ценностей
Такие черты как самоконтроль и самообладание, а также необходимость самостоятельно решать психологические проблемы, также не характерны для российской культуры. Наоборот, обращение за психологической помощью к другому человеку считается совершенно нормальным способом коммуникации с окружающими, особенно близкими людьми. В российской культуре, как более индивидуалистической, чем китайская, также не распространена постановка чужих интересов выше своих. Скромность и недооценка собственных успехов также не является базовой ценностью.
Что касается ориентации на учебные и профессиональные достижения, то здесь также можно отметить гораздо меньшую степень выраженности этого качества в российской культуре. Перфекционизм и направленность на достижения не является базовой ценностью российской культуры.
Необходимо отметить, что одним из факторов, препятствующих успешной адаптации китайских граждан в России, является отсутствие в российской культуре ориентации на создание межличностной гармонии и ухода от конфликта. Если в китайской ментальности уход от конфликта и сохранение гармонии в межличностных отношениях являются базовыми ценностями, то в российской культуре, наоборот, принято выражать свои мысли прямо, говорить о том, что думаешь, то есть прямодушие.
Современная российская культура развивалась преимущественно под влиянием Запада, где прямодушие, открытое высказывание своих мыслей и свобода слова являются абсолютно нормальными особенностями межличностного взаимодействия людей. Эти идеи формировались под влиянием широкого распространения науки, повсеместного образования, возникновения равноправия между различными социальными группами. Кроме того, русское прямодушие часто выражается в прямолинейности и недостаточной вежливости при взаимодействии с окружающими
Поведенческий подход к лидерству
Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. Этот подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу, эффективность определяется не личными ка ...
Функции игры в жизни человека
1. Компенсаторная функция
Исторически, логически первой функцией игры является компенсация не использованной в борьбе за выживание энергии. "Игра, - отмечал Й.Хейзинга, - старше культуры.
В теории Зигмунда Фрейда одним из ключевых является понятие смещенной энергии - высвобождение энергии и ослабление напряжения может происходить ...
Межличностное взаимодействие в процессе делового общения
Межличностное взаимодействие — это постоянно действующий фактор общения членов в коллективе. В процессе общения в коллективе создается своеобразный общий банк идей, способов и приемов решения конкретных задач, которые используются в совместной деятельности для решения новых задач. Необходимо подчеркнуть, что деловое общение способствует ...