Особенности этнических стереотипов украинской молодежи c крайними националистическими взглядами
В современной Украине в известном смысле сложились "благоприятные" условия для реализации национализма. Предполагается, что большинство населения Украины не обладает крайними националистическими взглядами, однако допускается наличие потенциальной, латентной этнической нетерпимости, которая не выражается, не осознается и не реализуется. Однако в центральных и восточных областях Украины среди радикально настроенной молодежи находит свое развитие так называемый новый украинский национализм, представители которого, в отличие от представителей классического западно-украинского национализма, активно эксплуатируют идеи расизма. На сегодняшний день их деятельность сводится к уличным стычкам, маршам, митингам, пропаганде и популяризации своей идеологии в сети Интернет.
В свете этого чрезвычайно важным становится вопрос об изучении механизмов межгруппового восприятия в межнациональных отношениях, одним из которых является механизм стереотипизации. Исследователями межэтнического взаимодействия отмечается многофункциональность этнических стереотипов, где особой важностью обладает функция психологической самозащиты этноса. В случае неформальных группировок правого толка стереотипы могут выполнять именно эту функцию на фоне политической неустойчивости и социально-экономической неудовлетворенности.
Целью данного исследования является выявление особенностей этнических авто- и гетеро-стереотипов у представителей молодежи с крайними националистическими взглядами, проживающих в Украине.
Предметом исследования являются этнические стереотипы молодых украинцев, придерживающихся крайних националистических взглядов. Объектом исследования являются молодые украинцы, придерживающиеся крайних националистических взглядов.
В качестве основного метода выявления этнических стереотипов был выбран метод свободных ассоциаций. Испытуемым предлагалось назвать все слова-реакции на слово-стимул в течение одной минуты, при этом особое внимание уделялось первым реакциям. Стимульным материалом служат 12 слов этнонимов.
Для исследования эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа в качестве дополнительной методики был использован набор из 10 биполярных шкал с оценочными характеристиками, по которым испытуемый должен был оценить каждую из 12 национальностей: азербайджанец, американец, англичанин, африканец, еврей, китаец, немец, русский, украинец, француз, чеченец, эстонец. В роли испытуемых выступили жители Киева, всего 30 человек, обоих полов, в возрасте от 20 до 26 лет, причем 15 из них по собственному утверждению имеют крайние националистические взгляды, и 15 из них таких взглядов не имеют.
Все ассоциации, полученные в процессе исследования, анализировались исходя из когнитивной и эмоциональной составляющих, включенных в стереотип. Эмоциональный аспект стереотипа - переживание - мы рассматривали на основе 10 базовых эмоций: интерес-возбуждение, удовольствие-радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Когнитивной составляющей стереотипа мы называем семантические категории безоценочного характера, отображающие яркие предметно-содержательные черты, включенные в образ человека другой национальности.
Особо следует отметить двойственность восприятия собственной нации молодыми украинцами с крайними националистическими взглядами. Большинство респондентов не проявили реакций идеализации представителей своей национальности. Также, был отмечен феномен идеализации своего героического прошлого. По отношению к современным украинцам у большинства представителей этой группы прослеживаются эмоции, связанные с проявлением неодобрения (печаль, стыд, вина). У испытуемых, не разделяющих крайние националистические взгляды, отношение к собственной нации отмечено эмоцией радости, значительно снижена фрустрационная тенденция (лишь в одном случае была упомянута бедность).
Различия в когнитивной составляющей стереотипов скорее не качественные, а количественные: если у националистов эмоционально-оценочные стереотипы значительно преобладают над безоценочными, то у испытуемых, не разделяющих крайние националистические взгляды, преобладают безоценочные стереотипы.
Мотивационно-потребностный компонент личности
2009 год по указу президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, будет проведен под эгидой Года молодежи, целью которого является развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активного привлечения к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитания чувства патриотизма и ...
Социально-психологическая
природа имиджа
Специфические характеристики имиджа как продукта именно социального, а не индивидуального восприятия объекта особенно наглядно выявляются при сравнении общепсихологического и социально-психологического подходов к изучению восприятия (перцепции). Г.М.Андреева указывает на следующие основные различия в трактовке восприятия (перцепции) в р ...
Предпосылки возникновения конфликта в процессе
общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому ...