Психология » Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода » Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода

Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода
Страница 3

Так, К.М.Гуревич (1974)отмечал, что каждый человек может овладеть любой профессией, но все дело в том, сколько на это понадобится времени и сил. Период трудовой активности в жизни человека ограничен (особенно это касается артистов балета, цирка, спортсменов), а непродуктивная безрадостная деятельность – не только личное несчастье, она отражается и на всем обществе. Поэтому, считает Е.П.Ильин, дифференциальная психофизиология труда в одних случаях должна помочь найти кратчайшие и наиболее эффективные для данного человека пути формирования профессионального мастерства, а в других она должна предотвратить возможные ошибки в выборе профессионального вида деятельности (18, с. 188).

Более того, Л.Н.Собчик пишет: «…каждый тип личности, даже при заострении черт характера и недостаточно развитых интеллектуальных возможностях, может быть адаптирован к той или иной профессионально-трудовой деятельности, если при этом будут правильно учтены наиболее сильные, позитивные индивидуальные особенности, а слабые, негативные черты окажутся взятыми под контроль или компенсированными». При этом автор подчеркивает, что успешность профконсультирования при решении столь сложных задач возможна «лишь при целостном, разностороннем подходе к личности и исключена при использовании отдельных «профориентационных шкал», которые грубо сортируют людей на годных и негодных…» (55, с.380).

Как справедливо отмечает С.Е.Пиняева, проблема личностного и профессионального развития изучается представителями многих научных дисциплин (социологии, истории, философии, юриспруденции и др.), в том числе представителями психологической науки. Ученые, занимающиеся изучением обсуждаемой проблемы, принадлежат к различным школам и направлениям в психологии, однако, несмотря на это, выявляется и общая тенденция в их подходах. Она заключается в том, что развитие личности в разнообразных концепциях рассматривается в контексте взаимного влияния индивидуальных особенностей человека и социокультурной среды в процессе социализации и/или профессионализации (41, с.3).

В связи с этим интересен подход к проблеме развития профессионального мастерства с позиций определения понятия «индивидуальный стиль деятельности». Работы в этой области А.Адлера, Г.Оллпорта, Х.Виткина – в зарубежной и В.С.Мерлина, Е.И. Климова – в отечественной психологии позволили исследовать взаимовлияние биологического и социального в процессе профессионального становления человека. В настоящий момент Е.П.Ильин отмечает, что изучение связи типологических особенностей проявления свойств нервной системы со способностями, склонностями, волевыми качествами, устойчивостью к различным неблагоприятным состояниям, стилями деятельности и поведения помогает понять как биологическое, врожденное реализуется в психическом, каким образом образуется сплав биологического и социального в организации человека (18, с.146).

Таким образом, на первый план в исследовании проблемы профессионального самоопределения личности выходит также задача изучения типологически обусловленных различий в самом протекании указанного процесса.

Актуальность типологического подхода в психологии развития и общей психологии неоднократно отмечали многие отечественные ученые. Так, Теплов писал: «Строго говоря, ни в одном разделе психологии нельзя принципиально отвлекаться от вопроса об индивидуальных различиях; такое отвлечение возможно лишь как временное самоограничение, естественное во всяком научном исследовании» (1985, с.170).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Бихевиоральная школа психологии.
Отличную от этой методику предлагает бихевиоральная школа психологии. Как уже говорилось выше, основным предметом исследования бихевиоральной школы является внешнее поведение. Внутренние аспекты человеческой души почти не рассматриваются из-за отсутствия инструментария для ее объективного исследования. Поэтому и терапия в основном ориен ...

Классификация волевых действий. Характеристика простых и сложных действий.
Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с мотивационной сферой личности, познавательными и эмоциональными процессами. Главной функцией воли выступает усиление мотивации и совершенствования на этой основе сознательной регуляции действий. ФУНКЦИИ ВОЛИ: 1. выбор мотивов и целей; 2. регуляция побуждения к ...

Иван Павлович Мержеевский
В последней четверти XIX века в энергичную борьбу за призрение, воспитание и обучение слабоумных включились многие врачи, педагоги, общественные деятели. Это было обусловлено успехами отечественной медицины, биологии и педагогики. К этому времени уже сформировалась русская психиатрическая школа. Созданная в 1859 году профессором Иваном ...

Категории