Оценка субъективного осмысления изменения объекта исследования
Субъективное понимание вещей как изменяющихся выделяется в качестве характеристики диалектического мышления и миропонимания как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях. Такое познание рассматривается как особый род понимания субъектом явлений мира, который может сосуществовать в обыденном познании с традиционным для современного западного человека недиалектическим взглядом на мир.
При изучении диалектического осмысления обычно избираются непсихологические объекты субъективного познания. В нашем исследовании мы сосредоточились на понимании субъектом психологических явлений, а именно мотивации поведения.
Мы рассматриваем изменение объекта не только как его переход из одного состояния в другое, а в том числе и как его движение в пределах полярных состояний.
Предлагаемая нами методика направлена на оценку субъективных допущений ситуативного изменения мотивации на противоположную у одного индивида. При заполнении опросника респондент определяет вероятность перехода гипотетического индивида к поведению с противоположной направленностью.
Эмпирическая апробация данной методики показала, что исследуемая характеристика может быть представлена тремя факторами, связанными со сферами, в которых допускаются или нет изменения. Первый фактор – «поверхностный» - относится к мотивационным полярностям, обычно присутствующим в повседневном поведении, но не затрагивающим основ отношений с людьми и миром. Второй – «глубинный» - относится к экзистенциальным, морально-нравственным полярностям.
Третий – «риск» - объединяет полярности, связанные с вызовом или рискованным поведением. Первый фактор коррелирует с третьим (0.577), а второй независим от них. При разработке такой модели использовались методы эксплораторного факторного анализа и конфирматорного (последний показал хорошую согласованность модели с данными: CFI=0.815, RMSEA=0.060, хи-квадрат=124 при 74 степенях свободы).
Измеренное с помощью данной методики субъективное допущение изменений обнаружило связи с такими индивидуальными характеристиками, как чувство связности, осмысленность жизни, временная перспектива личности. Эти связи оказались нелинейными. При этом с индивидуальными особенностями соотносятся не отдельные компоненты диалектического миропонимания, а их комбинации.
Преобладание допущения поверхностных изменений (фактор 1) над глубинными (фактор 2) сопровождается высоким чувством связности, высокими оценками по фактору позитивного прошлого, средними значениями по фактору интереса к процессу жизни (эмоциональной насыщенности жизни) и высокими показателями по фактору управляемости жизни, входящими в осмысленность жизни.
Кроме указанных характеристик была также измерена толерантность к неопределенности как фактор диалектического миропонимания наряду с допущением изменения объектов. Толерантность к неопределенности и допущение изменения оказались независимыми друг от друга. Их корреляция близка к нулю, а модель, в которой они представлены в виде независимых факторов, обладает существенно лучшими показателями: CFI=0.738, RMSEA=0.054, хи-квадрат=1132 при 769 степенях свободы, чем предполагающая их объединение в один фактор (результат получен при использовании конфирматорного факторного анализа). При преобладании допущения изменений над толерантностью к неопределенности была выявлена более высокая осмысленность жизни по фактору наличия целей в будущем, более низкие показатели по фактору негативного прошлого и средние значения фактора гедонистического настоящего.
Таким образом, субъективное допущение изменений объекта на его поверхностном уровне при недопущении изменений на его глубинном связано с позитивными индивидуальными характеристиками. Преобладание допущения изменений над толерантностью к неопределенности также соответствует позитивным индивидуальным особенностям.
Барьеры в системно-динамической модели деятельности
Особая роль понятию барьеров отводится в системно- динамической модели деятельности, разработанной Р.Х. Шакуровым. Он предлагает рассматривать отношения человека с миром как ."активную форму взаимодействия, направленного прежде всего на преодоление различных преград, возникающих на пути удовлетворения его потребностей". Барьер ...
Распознавание эмоций других людей ...
Общая характеристика развития дошкольника - соц.ситуация развития, ведущая
деятельность
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. В чем же она заключается? Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир с ...