Психологическая коррекция

Другое направление практико-ориентированной психологии - психологическая коррекция. Психокоррекция – это направленное воздействие на те или иные структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Психокоррекция определяется как обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира (Психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского).

Общими задачами психокоррекции являются:

· коррекция отклонений в развитии на основе создания оптимальных возможностей для развития личности и интеллектуального потенциала;

· профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития:

· коррекция развития личности,

· коррекция умственного развития;

· коррекция негативных психических состояний (тревожности, агрессивности, страхов);

· коррекция и психопрофилактика невротических состояний;

· коррекция взаимоотношений и т.д.;

Д.Б. Эльконин выделял 2 формы коррекции:

- направленную на симптомы;

- на источники и причины отклонений.

Характеризуя специфику психокоррекции, некоторые авторы отмечают, что содержание понятия "психокоррекция" по существу "совпадает с психотерапией". Термин "психологическая коррекция" широко используется с 1970-х годов, когда психологи стали активно заниматься психотерапией, но по закону ею имели право заниматься только лица, имеющие высшее медицинское образование. Эта коллизия была разрешена таким образом: врач - занимается психотерапией, психолог - психологической коррекцией, хотя в содержательном отношении и то и другое представляет собой одну и ту же деятельность.

Характеризуя содержание психодиагностической психолога, Г.С. Абрамова описывает ее этапы следующим образом:

· что есть?

· что должно быть?

· что надо сделать, чтобы стало должное?

Фактически первый этап – это проведение психодиагностического обследования (что подчеркивает преемственность психодиагностики и психокоррекции). На втором этапе психолог сопоставляет данные психодиагностического обследования с требованиями возрастной нормы. В случае несоответствия индивидуальных особенностей нормативным требованиям, психолог разрабатывает коррекционную программу, призванную обеспечить конструктивное изменение, развитие соответствующей особенности, или функции, что собственно и составляет основное содержание третьего этапа. Безусловно, что осуществление коррекционной работы предусматривает проведение контроля за изменениями той психологической особенности, на коррекцию которой оно направлено. Соответственно, можно констатировать, что завершение психокоррекционной работы также предполагает проведение психодиагностического обследования.


Сублимация.
Интересно в этой связи проследить, как трансформируется заниженная самооценка при сублимации, ведь согласно Фрейду, это наиболее здоровый способ разрешения проблемы. При адаптировании заниженной самооценки в христианскую жизнь, она принимает самые необычные и на первый взгляд невинные формы. Верующий человек, страдающий заниженной самоо ...

Развитие непроизвольной памяти
По соображению Р.С. Немова, у детей раннего дошкольного возраста домининирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят о ...

Особенности восприятия жизненных ситуаций в контексте жизненного пути несовершеннолетних преступников
Преступность несовершеннолетних – своеобразный индикатор социальной ситуации в стране. Рост преступности несовершеннолетних, как правило, свидетельствует о неблагоприятных социальных процессах. В этой связи изучение психологических особенностей несовершеннолетних преступников является актуальной научной задачей. Предметом нашего исслед ...

Категории