Проективные тесты

Проективные тесты – методики, основанные на получении информации о человеке с помощью механизма проекции.

Проекция – не вполне осознанное приписывание другим людям, событиям, вещам и явлениям собственных мыслей, чувств и состояний. В методе тестов проекция используется как не вполне осознанное отображение на нечетком стимульном материале внутреннего мира испытуемого. Такое понимание частично совпадает с определением проекции развившегося в психоанализе (защитный механизм, заключающийся в приписывании собственных чувств и побуждений другому объекту).

Проективные тесты предлагают для обследуемого достаточно неопределенные ситуации, оставляющие ему свободу действий. Материал, предоставляемый для работы, может использоваться разнообразными способами. Главное здесь не объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у обследуемого.

Существуют так называемые принципы построения проективных методик:

Направленность на уникальное в структуре и организации личности.

Личность – относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основании потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

Каждое действие, эмоциональное проявление индивида несет в себе отпечаток его личности (данное утверждение называется проективной гипотезой).

Общим для всех проективных методик называют неопределенность, неоднозначность используемых стимулов; отсутствие ограничений в выборе ответа; отсутствие оценки ответа как правильного или ошибочного.

Выделяют 7 групп проективных методик:

Конститутивные (предполагают структурирование символов и придание им смысла);

Конструктивные методики (создание из деталей осмысленного целого);

Катартические методики (предполагают осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях);

Интерпретативные методики (они предполагают истолкование испытуемым какого-либо события)

Экспрессивные методики (рисование на свободную или заданную тему).

Импрессивные методики (предполагает выбор испытуемого одних стимулов другим).

Аддитивные методики – предлагает завершение предложений, рассказа либо истории.

Достоинства проективных методик заключается в том, что они широко применяются при первых контактах с испытуемыми для установления эмоционального контакта, данные методики не допускают симуляции т.к. их назначение замаскировано и непонятно для испытуемого. К тому же, проективные методики удобны при работе с маленькими детьми, лицами с языковыми особенностями, неграмотными.

Наряду с достоинствами у проективных методик существует и ряд недостатков. Особенностью работы с проективными методиками является то, что интерпритация результатов во многом зависит от квалификации и опыта психолога. Существенным недостатком этих методик является недостаточная объективность процедуры исследования. При интерпритации результатов может иметь место феномен «вторичной проекции» (заключается в том, что полученные данные являются тем материалом, на который психолог проектирует свою собственную картину и субъективный профессиональный опыт). Такое перенесение называется интериоризация.


Выводы
Агрессивное поведение подростков и молодежи – одна из наиболее актуальных социальных проблем. Рост насильственной преступности тому подтверждение. В основе возникновения и развития агрессивного поведения у подростков могут лежать следующие причины: личностные особенности подростка, особенности взаимоотношений с родителями и другими взр ...

Суггестивные методы в психологической помощи
В настоящее время, как в психологической науке, так и практике наблюдается растущий интерес к изучение и применению суггестии. Понятие суггестивного воздействия, несмотря на специфичность своего названия, встречается в повседневной жизни любого человека. Рассуждая о суггестии, люди часто имеют в виду нечто почти сверхъестественное. При ...

Заключение.
В заключении подведем итоги. Исследуя природу заниженной самооценки (глава 1) и причины ее формирования (глава 11) мы обнаружили, что большую роль в формировании здоровой самооценки индивида играет социальная среда. Эта закономерность особенно проявляется как в раннем детстве, так и в школьный период. Исследуя различные пути преодолени ...

Категории