Виды тестов. Тесты-опросники

Опросники - обширная группа психодиагностических методик, задания в которых представлены в виде вопросов или утверждений. Эти вопросы или утверждения не имеют правильных вариантов ответа и характеризуются только их частотой и направленностью. Эта группа методик предоставлена для получения объективных и субъективных данных об испытуемых. Показатели, полученные в результате использования опросников имеют вероятностно-ориентирующий характер и требуют сопоставления с данными, полученными с помощью других методик.

В зависимости от количества измеряемых качеств опросники делятся:

Одномерные (изучают только одну черту);

Многомерные ( изучают несколько черт одновременно);

В соответствии с принципом, который был положен в основу конструирования опросника выделяют

Факторные (производят изучение с помощью факторного анализа);

Эмпирические (в основу положен критериально-ключевой принцип).

В зависимости от характера изучаемого явления выделяют:

Опросники-анкеты (группа опросников, предназначенная для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей отношения к его личностным особенностям)

Опросники настроений и состояний (предназначены для измерения переходящих состояний в отличии от стабильных показателей);

Личностные опросники ( изучают стабильные показатели личности и различные ее особенности)

Личностные опросники имеют свою классификацию:

Опросники черт личности – изучают степень выраженности той или иной черты и имеют в своём основании ту или иную теорию личности

Типологические – изучают личность как целостное образование не сводимое к набору черт.

Опросники мотивов – предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы.

Опросники интересов.

Опросники ценностей

Опросники установок

У опросников существуют свои достоинства и недостатки. К достоинствам опросников, безусловно, следует отнести простоту их применения, легкость обработки и интерпритации полученных данных, наглядность полученных данных, обоснованность полученных схем.

К недостаткам опросников в первую очередь относится проблема достоверности, которая связана с несколькими явлениями:

Фальсификация данных (сознательное стремление испытуемого дать ложные сведения о себе, существует неосознанная фальсификация, которая выступает как тенденция выдвигать на первый план только хорошие качества личности.)

Феномен социальной желательности. Заключается в желании испытуемого поступать и выглядеть в соответствии с общепринятыми нормами, предьявлять желаемые и социально-одобряемые качества и стороны личности).

Для избежания недостоверности опросники имеют систему защиты. Способы защиты у опросников следующие:

Различные формулировки вопросов (т.е. «маскирующие», дублирующие, буферные вопросы)

Введение различных шкал (шкалы лжи и шкалы социальной желательности)

Факторы детерминирующие ответы (предшествующий опыт, социальное одобрение, интеллектуальная оценка испытуемым вопросов и ответов).


Влияние профессии и т.п. факторов.
Человек, чье рукопожатие можно сравнить с дохлой рыбой, скорее всего обладает слабым характером. Но если этот человек страдает артритом, то он просто вынужден пожимать руку собеседника именно таким образом, чтобы не причинить себе боли. Точно так же художники, музыканты, хирурги и люди, чья профессия связана с чувствительностью и гибкос ...

Соотношение непроизвольного и произвольного запоминания
Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется Р.С. Немовым постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Господствующим видом памяти к концу дошкольного возраста, остается память непроизвольная. Качество непроизвольного запоминания предметов, картино ...

Результаты методики "Задания с предметами быта"
По предлагаемой методике выяснялось умение выполнять системы действий, адекватные специфическим предметам быта. Таблица 5 Данные диагностики по заданиям с предметами быта Код 2 балла – отказ выполнять задания 3 балла – ниже нормы 4 балла – возрастная норма 5 баллов – выше нормы 01 - - 4 - 02 - ...

Категории