Виды тестов. Тесты-опросники
Опросники - обширная группа психодиагностических методик, задания в которых представлены в виде вопросов или утверждений. Эти вопросы или утверждения не имеют правильных вариантов ответа и характеризуются только их частотой и направленностью. Эта группа методик предоставлена для получения объективных и субъективных данных об испытуемых. Показатели, полученные в результате использования опросников имеют вероятностно-ориентирующий характер и требуют сопоставления с данными, полученными с помощью других методик.
В зависимости от количества измеряемых качеств опросники делятся:
Одномерные (изучают только одну черту);
Многомерные ( изучают несколько черт одновременно);
В соответствии с принципом, который был положен в основу конструирования опросника выделяют
Факторные (производят изучение с помощью факторного анализа);
Эмпирические (в основу положен критериально-ключевой принцип).
В зависимости от характера изучаемого явления выделяют:
Опросники-анкеты (группа опросников, предназначенная для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей отношения к его личностным особенностям)
Опросники настроений и состояний (предназначены для измерения переходящих состояний в отличии от стабильных показателей);
Личностные опросники ( изучают стабильные показатели личности и различные ее особенности)
Личностные опросники имеют свою классификацию:
Опросники черт личности – изучают степень выраженности той или иной черты и имеют в своём основании ту или иную теорию личности
Типологические – изучают личность как целостное образование не сводимое к набору черт.
Опросники мотивов – предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы.
Опросники интересов.
Опросники ценностей
Опросники установок
У опросников существуют свои достоинства и недостатки. К достоинствам опросников, безусловно, следует отнести простоту их применения, легкость обработки и интерпритации полученных данных, наглядность полученных данных, обоснованность полученных схем.
К недостаткам опросников в первую очередь относится проблема достоверности, которая связана с несколькими явлениями:
Фальсификация данных (сознательное стремление испытуемого дать ложные сведения о себе, существует неосознанная фальсификация, которая выступает как тенденция выдвигать на первый план только хорошие качества личности.)
Феномен социальной желательности. Заключается в желании испытуемого поступать и выглядеть в соответствии с общепринятыми нормами, предьявлять желаемые и социально-одобряемые качества и стороны личности).
Для избежания недостоверности опросники имеют систему защиты. Способы защиты у опросников следующие:
Различные формулировки вопросов (т.е. «маскирующие», дублирующие, буферные вопросы)
Введение различных шкал (шкалы лжи и шкалы социальной желательности)
Факторы детерминирующие ответы (предшествующий опыт, социальное одобрение, интеллектуальная оценка испытуемым вопросов и ответов).
Характеристика психоорганического синдрома
Развивается в результате органического поражения головного мозга при травмах, атеросклерозе сосудов мозга, интоксикациях, опухолевых процессах в мозге. Синдром складывается из нарушений памяти (нарушение запоминания, рассеянность, выпадение воспоминаний недавнего прошлого), ослабления понимания (слабость суждения, персеверации), аффекти ...
Управленческое общение: понятие, формы, принципы, структура
Деловое (управленческое) общение — это особый вид общения, который реализуется в совместной профессионально-предметной деятельности людей и содержание которого определяется социально значимым предметом общения, взаимным психологическим влиянием субъектов общения и формально-ролевым принципом их взаимодействия.
Структура делового (управ ...
Психологическая коррекция
Другое направление практико-ориентированной психологии - психологическая коррекция. Психокоррекция – это направленное воздействие на те или иные структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Психокоррекция определяется как обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира ...