Психология » Психодиагностические методы в психологии » Психологические тесты и их оценка

Психологические тесты и их оценка

Тест –это фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных показателей индивидуально-психологических различий.

Тест представляет собой серию заданий, ответы на которые имеют однозначную интерпритацию. Суммарный балл по тесту сравнивается со стандартной тестовой нормой. На основании результатов тестирования психолог делает вывод о наличии уровня развития тех или иных свойств.

Тесты имеют как положительные, так и отрицательные стороны своего применения.Так, к положительным особенностям теста можно отнести следующие:

Стандартизация условий и результатов тестирования (это значит, что результаты тестирования не зависят от квалификации пользователя);

Оперативность и экономичность. Заключается в том, что психолог, применяя метод тестов, может одновременно диагностировать большое количество испытуемых.

Количественный, дифференцированный характер оценки.

Оптимальная трудность.

Надежность.

Справедливость (обозначает равные условия для всех испытуемых и защищенность от субъективности и предвзятости экспериментатора).

Учет психологического возраста.

Возможность компьютеризации.

Отрицательные особенности тестов можно выделить следующие:

Опасность автоматических ошибок при интерпритации результатов

Опасность профонации (т.е допускание ошибок при перепечатывании тестового материала). Сюда же можно отнести и неадекватное использование тестов (использование тестов не по назначению).

Повышенная стрессогенность испытуемого в ходе тестирования.

Репродуктивность (снижение достоверности диагностики при многократном предъявлении испытуемому одного и того же тестового материала).

Отсутствие доверительной обстановки (заключается в том, что во время тестирования отсутствует контакт с психологом, его поддержка и эмпатия).

Неадекватная сложность.

В зависимости от определенных критериев все тестовые методики можно классифицировать следующим образом:

По предмету исследования (интеллектуальные, личностные, межличностные)

По особенностям задач, которые ставит перед собой тест (практические (включает манипулирование предметами), образные (включает манипулирование образами, рисунками, картинками), словесные (предполагают оперирование словесной информацией)).

По характеру тестового материала (бланковые, аппаратурные, предметные, компьютерные).

По объекту оценки (процессуальные, тесты достижений, тесты состояний и свойств)

По характеру стимульного материала (вербальные – предполагают операции с понятиями, мыслительными действиями, невербальные – предполагают операции с наглядным материалом с опорой на перспективные и психомоторные функции)

По количеству участников (индивидуальные, групповые).

По форме ответов (устные, письменные).


Ролевое поведение в деловом общении
Любой акт делового общения, детерминированный рассмотренными выше факторами, может быть представлен как ролевое поведение "Роль" — это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух переменных — базовых психологических установок нашего "Я" и ожиданий других людей. Бывает, что в течение одного дня ...

Я - концепция как фактор личностного самоопределения и самооценки
В данной главе, изучая проблему Я-концепции руководителя, мы рассмотрим, как этот вопрос изучался в различных психологических теориях. Далее рассмотрим понятия, значения и структуру Я- концепции её когнитивную составляющую, образ Я, эмоционально-оценочную составляющую (самооценку), а так же поведенческую составляющую Я- концепции. Более ...

Теоретические основы проблемы изменения самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии в отечественной и зарубежной психологии. Кататимно-имагинативная терапия как
Кататимно-имагинативная терапия (К.и.т.) в нашей стране известна как символдрама – это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядным бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, ...

Категории