Психология » Теоретические и прикладные аспекты интегративного исследования индивидуальности

Теоретические и прикладные аспекты интегративного исследования индивидуальности
Страница 1

К теоретическим аспектам интегративного изучения индивидуальности традиционно относят следующие вопросы:

■ исследование элементов структуры индивидуальности, принципов их организации, форм существования и функциональной роли в деятельности;

■ обнаружение критериев распознавания разноуровневых свойств в структуре индивидуальности;

■ взаимодействие высших и низших уровней в структуре индивидуальности;

■ создание типологии целостной индивидуальности.

В психологической науке исследование составляющих структуры индивидуальности берет начало в исследованиях С. Л. Рубинштейна. С. Л. Рубинштейн утверждал, что человеческая индивидуальность может быть рассмотрена как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Совокупность внутренних условий он определял как синтез низших и высших специфических свойств, выполняющих в деятельности определенную приспособительную функцию.

Во внутренний мир человека С. Л. Рубинштейн включал: свойства высшей нервной деятельности, установки личности, систему мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства характера, обуславливающие поступки, то есть те действия, которые реализуют или выражают отношение человека к другим людям, и способности. Иначе говоря, это свойства, лежащие в основе общественно-значимого поведения и деятельности.

Таким образом, С. Л. Рубинштейн понимал индивидуальность как многоплановое образование и утверждал, что «протекание психических процессов происходит на разных уровнях». Согласно его взглядам, в психологии формирующейся индивидуальности все, так или иначе, обусловлено внешне, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних воздействий. Внутренние условия, формируясь под воздействием внешних, не являются, однако, их непосредственной механической проекцией. Внутренние условия, складываясь и изменяясь в процессе развития, сами обуславливают тот специфический круг внешних воздействий, которым данное явление может подвергнуться. Поэтому одноплановый, плоскостной подход к психике человека есть поверхностный подход. С. Л. Рубинштейн предложил рассматривать индивидуальность человека комплексно, во взаимодействии ее психических свойств и процессов.

Дальнейшее развитие интегративная модель исследования индивидуальности получила в трудах Б. Г. Ананьева. Всесторонне исследуя проблему человека в современной науке, он пришел к выводу о необходимости рассмотрения человеческой индивидуальности со стороны целостности, внутренней замкнутости ее основных свойств. Структура индивидуальности, по Ананьеву, выглядит многоступенчатой, многоуровневой. Началом иерархического ряда служат первичные свойства индивида, включающие общесоматические, нейродинамические и билатеральные свойства организма. На следующем уровне — вторичные свойства индивида: темперамент, органические потребности, задатки. На третьем уровне человек рассматривается как личность.

Составляющими личностной подсистемы выступают: статус личности в обществе; социальные роли личности в зависимости от статуса; мотивы поведения в зависимости от целей и ценностей личности; отношения личности и ее мировоззрение; характер и склонности. На четвертом уровне человек рассматривается как субъект деятельности. Структура этой подсистемы складывается из определенных свойств индивида и свойств личности в зависимости от назначения деятельности.

Основой индивидуальности, соответственно, является гармония свойств индивида, личности и субъекта деятельности.

Б. Г. Ананьев признавал между разноуровневыми характеристиками индивидуальности одно-, многозадачный тип детерминации. Он утверждал, что «структура личности включает структуру индивида в виде наиболее общих комплексов органических свойств», признавая тем самым, что свойства низшего уровня выступают как общая причина, порождающая разнообразные свойства высшего уровня.

Таким образом, С. Л. Рубинштейн и Б. Г. Ананьев трактовали индивидуальность с позиции принципа аддитивности (совокупность, набор, симптомокомплекс свойств).

В. С. Мерлин предложил иную концепцию индивидуальности. Целостную характеристику он обозначил как интегральную индивидуальность, содержащую целый ряд иерархически организованных уровней.

В. С. Мерлин подчеркивал, что для того чтобы исследование индивидуальности было интегральным, достаточно изучить связи между ограниченным количеством индивидуальных свойств, но относящихся к разным иерархическим уровням. «Поскольку интегральная индивидуальность содержит большое многообразие индивидуальных свойств и условий, то все их зависимости не могут быть исследованы в отдельности, основным средством изучения индивидуальности, как и всякой большой системы, является исследование статистических связей между отдельными свойствами». Разный тип математических связей — это показатель разного типа детерминации. В этом отличие системной концепции В. С. Мерлина от концепции Б. Г. Ананьева.

Страницы: 1 2 3 4 5


Тест ЦТО Люшера
Данный тест относится к проективным методикам, к группе тестов импрессивных. Методика основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Опубликована М. Люшером в 1948 г. Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета. Основные цвета: синий - "Эмоциональная глубина", является ко ...

Изложение и анализ результатов исследования. Исследование
Сравнительный анализ показателей методик "Шкала Семейного окружения" С.Ю. Куприянова и "Ценностные ориентации" М. Рокича позволил выявить следующие достоверные различия между первой и второй группой. Так для первой группы характерно существенное преобладание в образе родительской семьи такого показателя как организа ...

Лурия Александр Романович
Лурия - основоположник отечественной нейропсихологии - нового направления, сложившегося на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. Лурия Александр Романович (1902-1977) - российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, дефектологии, психофизиологии локальных поражений мозга, нейро ...

Категории