Психология » Теория общения » Структура общения

Структура общения
Страница 1

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована

структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной

[2]. Таким образом схематически структуру общения мы представим так:

Коммуникативная

сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивнаясторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная

сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в боле или менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная[3].

Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее:

а) Коммуникативная сторона общения.

Во время акта общения имеет место

не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения

. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл[4]. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

б) Средства коммуникации.

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную

, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание»

[5] «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаеиого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла[6] включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) – Канал

КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником издагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические

(различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико – кинетические

(это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)

Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

- коммуникативные (заменяющие речь)

- описательные (их смысл понятен только при словах)

- жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

Страницы: 1 2


Личностное самоопределение как психологическая проблема
Усиление личностного подхода в психологии привело к обогащению ее языка понятиями, отражающими те аспекты сферы развития личности, которые ранее оставались за рамками психологического анализа. К таким понятиям, помимо уже рассмотренного понятия «Я-концепция», следует отнести понятие «самоопределение личности» или «личностное самоопредел ...

Основные эго-защитные механизмы магического и религиозного мировосприятия
В этой главе мы собираемся рассмотреть гипотезу З.Фрейда о соответствии стадиям организации психики человека стадий организации религии, которые мы вывели в конце предыдущей главы. Наши рассуждения строятся на том, что в числе прочих условий каждую стадию организации человеческой психики отличает от предыдущей и последующей доминировани ...

Задача 6
Вставьте пропущенные слова в следующее утверждение: "Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении, деятельности или переживании". Закончите предложение, выбрав правильный вариант из предложенных. "Внимание выполняет функцию…": а) целенаправленного организованного отб ...

Категории