Сущность гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития. Понятие о периодизации. Основные моменты подхода Д.Б.
ЭльконинаСтраница 1
Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом.
В процессе онтогенеза – от рождения до зрелых лет ребенок проходит через несколько возрастных периодов, имеющих свои характерные признаки. К ним относятся условия жизни, деятельность, отношения с окружающими, особенности структуры личности и познавательной сферы, анатомо-физиологические особенности и многое другое. Поэтому различные периодизации психического развития базируются на разных основаниях.
Наиболее известной в российской психологической науке является возрастная периодизация Даниила Борисовича Эльконина, основанная на подходе к психологии развития, сложившемся в школе Л.С. Выготского.
Ключевыми моментами концепции являются:
Социальная ситуация развития – это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется.
Основной, или ведущий вид деятельности ребенка в этот период, определяющий основное направление развития в том или ином возрасте.
Основные психологические новообразования развития, т.е. та способность, которая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущего вида деятельности.
Кризисы – переломные моменты, отделяющие один возраст от другого.
Исходя из классических принципов периодизации, Эльконин подверг тщательному анализу содержательно-предметную сторону деятельности и пришел к выводу о том, что единый по своей природе процесс жизни ребенка в обществе в ходе исторического развития раздваивается, расщепляется на две стороны:
Усвоение мотивационно-потребностной сферы личности (усвоение мира общения);
Усвоение операционно-технической сферы (усвоение предметного мира).
Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: на определенном этапе активность ребенка направлена на познание взаимоотношений с людьми, затем наступает этап познания способов употребления предметов – предметно-манипулятивная деятельность. Каждый раз между этими двумя типами деятельности возникают противоречия, которые становятся причиной развития. Кризисами развития называются переходы от одного ведущего вида деятельности к другому. Кризис – своеобразное, поведенческое указание ребенка на возникшую у него потребность перемен: изменения системы отношений со взрослыми, появление нового предмета совместной деятельности со взрослыми, т.е. новой ведущей деятельности. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу, она открывается деятельностью в сфере общения.
Учитывая закон периодичности, Эльконин по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 12 лет – кризисы отношений, вслед за которыми формируется ориентация в человеческих отношениях; 1 год и 7 лет – кризисы, открывающие ориентацию в мире вещей.
|
Эпоха |
Период |
Кризисы |
Ведущая деятельность |
Основные новообразования |
|
Раннее детство |
Младенчество (от рождения до 1 года) |
Новорожденности |
Непосредственное эмоциональное общение |
Формирование потребности в общении, эмоциональном отношении |
|
Раннее возраст (1-3 лет) |
1 года |
Предметно-манипулятивная |
Развитие речи и наглядно-действенного мышления | |
|
Детство |
Дошкольный возраст (3-6 лет) |
3 лет |
Ролевая игра |
Стремление к общественно значимой деятельности |
|
Младший школьный возраст (6) 7-11 лет) |
7 лет |
Учебная |
Произвольность психических процессов, внутренний план действий | |
|
Подростничество |
Подростничество (11-14 лет) |
11-12 лет |
Интимно-личностное общение |
Самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости, подчинение коллективным нормам |
|
Ранняя юность (15-17 лет) |
15 лет |
Учебно-профессиональная |
Формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Мечты и идеалы. |
Проблема "образа семьи" в современной
психологии
Проблема семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших (например, семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вме ...
Применение внушения для лечебных целей
Проделав вышеописанные опыты и хорошо усвоив себе их сущность, ученик уже подготовлен для восприятия лечебного внушения. Он теперь, как вспаханная нива, на которой может взойти и взрасти брошенное семя. До того же он был невозделанной пашней, на которой семя могло только заглохнуть.
Каково бы ни было заболевание пациента, — безразлично ...
Подходы
Известно как минимум, около 450 видов психотерапии, больше половины из которых используется в работе с детьми и подростками. Единая систематизация столь широкого и продолжающего расширяться списка практически нереальна, и классификация видов психотерапии значительно варьирует от автора к автору. Но так или иначе большинство видов психот ...
