Психология » Клиническая психология » Нарушение сознания. Виды

Нарушение сознания. Виды

Сознание — еще одна интегративная сфера психической деятельности, которая, наряду с волевой и интеллектуальной, выходит за рамки отдельного познавательное процесса. По определению, сознание есть высшая форма отражения действительности, способ отношения к объективным закономерностям. Считается, что сознание обладает такими характеристиками, как: воображение и рефлексия.

В прикладном аспекте сознание человека оценивается на основании осознания им себя (собственной личности) — идентификации осознания пространства и времени, в котором в данный момент он существует. Характеристика патологии сознания исходит именно из данной характеристики.

К.Ясперс противопоставлял сознание собственного «Я» предметному сознанию и выделил четыре формальных признака самосознания, нарушение которых является типичным для психической патологии: 1) чувство деятельности — осознание себя в качестве активного существа; 2) осознание собственного единства в каждый момент времени; 3) осознание собственной идентичности и 4) осознание того, что «Я» отлично от остального мира, от всего, что не является «Я».

Расстройства сознания разделяют на две группы: состояния выключенного и расстроенного сознания. К первым относят обнубиляцию, сопор и кому, различающиеся лишь выраженностью нарушения сознания (при коме сознание утрачивается полностью); ко вторым — делирий, аменцию, онейроид и сумеречное расстройство сознания, при которых, наряду с нарушением собственно сознания и самосознания, отмечаются расстройства и других познавательных процессов .

Дифференциально-диагностические критерии расстройств сознания

Клинические параметры

Делирий

Онейроид

Аменция

Сумеречное расстройство

Нарушения ориентировки

в месте,

времени

в месте,

времени

и собственной

личности

(при истинном)

в месте,

времени, собственной личности

в месте,

времени

Преобладающие расстройства восприятия

яркие зрительные истинные

галлюцинации

и иллюзии

фантастические зрительные и слуховые псевдогаллюцинации

отрывочные слуховые истинные и псевцогаллю-цинации

яркие зрительные и слуховые истинные галлюцинации

Преобладающие расстройства мышления

бредовые идеи

преследования, отношения

фантастические бредовые идеи величия, воздействия

бессвязность, инкогеренция, отрывочные идеи преследования

бредовые идеи преследования

Преобладающие аффективные расстройства

тревога,

страх

эйфория, благодушие, "зачарованность"

аффект недоумения, смена аффекта

дисфория

Расстройства памяти

амнезия отсутствует

гипомнезия

амнезия

амнезия

Длительность

часы

сутки

сутки, недели, минуты, часы

Выход из состояния

постепенный с резидуальными явлениями

постепенный

постепенный

резкий


Завершение рассказа
Детям предлагается начало, какого - либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…». Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы - 10 минут. Рассказ можно оценить по следующим критериям: · законченность рассказа; · яркость ...

Влияние родительской семьи на систему взаимоотношений в браке
В семье закладывается модель внутрисемейных отношений, приобретаются навыки общения с разными людьми - по возрасту, интересам, личностным особенностям. Формируются социально-адаптивные навыки и умения разного уровня и направленности. Чаще всего в литературе рассматривается влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребенка ...

Выводы
1. Девиантное поведение - неадаптированное, отклоняющееся поведение, наблюдаемое часто в юношеском возрасте и характеризуемое устойчивым повторяющимся нарушением соответствующих возрасту норм и социальных правил, а также прав других. Девиантное поведение изучали такие педагоги, как А.С.Макаренко, С.Т. Шацкий, психологи Л.С. Выготский ...

Категории