Психология » Формирование профессиональной направленности в процессе обучения » Роль профессиональной направленности в становлении специалиста. Профессиональная направленность личности, ее составляющие

Роль профессиональной направленности в становлении специалиста. Профессиональная направленность личности, ее составляющие
Страница 1

Одной из самых важных проблем в жизни каждого человека является проблема выбора профессии. Выбор профессии должен зависеть не только от наших личных потребностей, но и от наших способностей. Ведь порой, выбрав не лучший вариант, нам приходится переучиваться, подстраиваться под новую работу, что, соответственно, ведет к негативным последствиям (снижению производительности труда, переутомляемости и т.д.). Поэтому так важно рассмотреть профессиональную направленность личности.

Выбор профессии происходит у всех по-разному, но идеальный процесс определения оптимального варианта происходит следующим образом (рис. 1).

Рис.1. Профессиональный выбор

Интерес к профессии – это избирательное отношение, возникающее после просмотра работы другого человека, прочтения книги и т.д.

Склонности — это направленность человека на определенную деятельность в виде устойчивой потребности заниматься ею.

Между интересами и склонностями как бы пропущено то, без чего склонности не возникнут вовсе — речь идет о способностях.

Способности — это психологические особенности человека, обеспечивающие возможность успешного выполнения им определенного вида деятельности. Способности имеют свойство обнаруживаться только при включении в деятельность.

Профессиональная направленность — это иерархия или совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях.[1]

Таким образом, профессиональная направленность трактуется как совокупность мотивов, установок личности, планов, ценностных ориентаций в области определенной профессиональной деятельности.

Профессиональная направленность становится важнейшей в личностной направленности школьника и определяет его интересы, склонности, убеждения, идеалы. Проще говоря, профессиональная направленность диктует стиль жизни, распределение свободного времени, выбор чтения, приобретение знаний, интерес к определенным учебным предметам, предпочтения в общении и т.п., а главное — выбор профессии по призванию. Такой выбор — большая редкость, но все же он существует. Это идеальная ситуация, к сожалению, характерная не для многих.

Профессиональный выбор непосредственно связан с личностной идентификацией, и для него подходит примерно та же классификация, которую предложил канадский психолог Д. Марше для типовых вариантов формирования идентичности. В профессиональной ориентации такая идентичность соответствует готовности к профессиональному самоопределению.

В различных профессиональных сферах успех и высокую эффективность имеют люди с разными индивидуально-психологическими особенностями. Психологи выделяют пять основных профессиональных сфер: профессии типа «человек — природа», «человек — техника», «человек — человек», «человек — знак» и «человек — художественный образ».

Существует специальный опросник (ДДО), разработанный Климовым, показывающий, к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.

Какие же факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии (рис. 2).

Овал: 8 факторов выбора профессии:
Страницы: 1 2


Ключевые понятия
Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин "этика" впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Мораль (от лат. moralis — нравственный) — ...

Понятие брак и его основные виды
Брак является общественным механизмом, предназначенным для регулирования и управления теми многочисленными человеческими отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости. В качестве такого института брак функционирует в двух направлениях: 1. Регулирование личных половых отношений. 2. Регулирование передачи и получения н ...

Шкала продажи.
Соединяя все перечисленные элементы можно представить «шкалу продажи», которую некоторые ученые предлагают в качестве общего подхода для изучения взаимодействия в диаде «покупатель – продавец». Эта шкала включает в себя: 1. прием клиента и установление контакта; 2. выявление потребности и выслушивание; 3. аргументация и представление ...

Категории