Психология » Темперамент » Темперамент и деятельность

Темперамент и деятельность
Страница 2

Этот случай помог известному психологу Б.М. Теплову разоблачить миф о социальной неполноценности личностей со слабым типом нервной системы. Эти люди, хотя и быстрее устают, зато более восприимчивы к окружающему миру, более четко реагируют на него. Однако работать, например, верхолазами или летчиками лица со слабым типом нервной системы действительно не могут. Но ведь есть много и других профессий. Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента. Здесь, конечно, надо оговориться: деятельность должна протекать в условиях, которые можно определить как нормальные. Изменение условий способно существенно повлиять на поведение человека. Даже такой фактор, который мы часто замечаем – давление окружающего воздуха, – может изменить привычные реакции. Для изучения подобного влияния исследователи используют барокамеру.

Барокамера – это стальной котел, из которого специальными насосами можно выкачивать воздух. В барокамере исследуют и тренируют альпинистов, готовящихся к восхождениям, или летчиков и парашютистов перед высотными полетами.

Однажды в барокамеру поместили двух летчиков. Один был спокойный, уравновешенный человек с четкими скупыми движениями. Прежде чем ответить на вопрос, он всегда думал. Второй казался его противоположностью. Подвижный, живой, он ни минуты не сидел спокойно: шутил, расспрашивал о деталях испытания и тут же пытался сам ответить на свои вопросы. Первый был типичным флегматиком, второй – холериком.

И вот в условиях разрежения, соответствующих высоте 5000-16500 м, началось поразительное перерождение. Флегматик оживился, стал рассказывать совсем не слушавшему его соседу какой-то анекдот, перебивал себя смехом, потом настойчиво потребовал скорее подниматься на 8000 м, поскольку «все идет отлично». Его движения стали порывистыми. Однако при экспериментально-психологическом исследовании суждений и памяти он поминутно отвлекался, не разбирался в смысле прочитанного, хотя неплохо механически запоминал материал.

Второй же быстро начал, как говорят высотники, «киснуть», стал вялым, молчаливым. На вопросы отвечал не сразу, при записях часто повторял одно и то же слово. Из прочитанного запоминал только какие-то случайные отрывки и наконец совсем отказался от психологического эксперимента, заявив, что хочет спать. Однако особенности личности в целом, равно как и важнейшие черты характера, сохранились у обоих. Какие бы трансформации ни претерпели в барокамере психика и поведение, зависящие от темперамента этих летчиков, эти люди, безусловно, не стали менее честными или более скупыми, чем раньше, и не изменили своим идеалам.

Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной ситуации результаты работы в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений зависит главным образом от других факторов, в особенности от желаний и способностей. Вместе с тем исследования показывают, что в зависимости от особенностей темперамента меняются способы выполнения деятельности.

Еще Б.М. Теплов заметил, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечными результатами действий, а способами достижения результатов. Развивая эту мысль, отечественные психологи провели исследования и установили взаимосвязь между способом выполнения действий и особенностями темперамента. Было обнаружено, что у каждого человека при выполнении определенной работы вырабатывается индивидуальный стиль деятельности. Именно поэтому некоторые ученики делают уроки сразу после школы, а другие хотят прежде немного отдохнуть. При написании сочинения одни составляют план, а другие легко обходятся без него; при решении задачи по геометрии кому-то надо сделать подробный чертеж кто-то перебирает в уме теоремы. Этот индивидуальный стиль деятельности является для человека наиболее эффективным путем достижения результата или способом решения определенной задачи. Исследования показали, что существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности оказывает тип высшей нервной деятельности, и прежде всего сила и подвижность нервных процессов.

Страницы: 1 2 3


Анализ результатов констатирующего эксперимента
Опишем результаты, полученные нами в ходе диагностического исследования. Началом исследования послужила диагностика уровня наглядно образного мышления среди детей в экспериментальной и контрольных группах с помощью теста Равена. Мы получили данные, которые наглядно представлены в таблице 1 и на рисунке 2. Таблица 1 Уровни развития наг ...

Задача 3
Какова динамика мышления при решении задачи - эвристическая или алгоритмическая? Какие операции и приемы мышления характеризуют ход решения этой задачи? В одном исследовании взрослым людям предъявляли фразы на языке суахили и их перевод на русский язык: Акупенда - он любит тебя. Авапига - он бьет их. Никупига - я бью тебя. Авупенда ...

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского
Уровни психики: низшая (обладают чел и животные), высшая (свойственна только человеку). Особенности высшей психики: произвольность, осознанность, системность (иерархич.система, главные и второстеп.функции), опосредованность (осущ.с помощью особых псих.средств). В основе присвоения лежит процесс интериоризации – переход вн.действия во ...

Категории