Психология » Эмоциональное выгорание педагогов в сельской местности » Результаты корреляционного анализа взаимосвязи показателей эмоционального выгорания сельских и городских педагогов

Результаты корреляционного анализа взаимосвязи показателей эмоционального выгорания сельских и городских педагогов
Страница 1

На рисунке 2 представлены плеяды, образованные показателями эмоционального выгорания. При этом показаны наиболее прочные связи (при р = 0,001), а на рисунках 5, 6 в приложении представлены связи при р = 0,01 и р = 0,5. Общее, что можно выявить при сравнении плеяд, образованных показателями эмоционального выгорания, это - взаимосвязь суммарного показателя этого синдрома (16) с суммарными показателями по фазам напряжения (5), резистенции (10), истощения (15), что вполне логично и не требует объяснения. Кроме того, и в сельской и в городской выборках, тесно взаимосвязаны между собой показатели эмоционального дефицита (11) и истощения (15). Эмоциональный дефицит является первым симптомом фазы истощения. Человек понимает, что он уже не в состоянии оказать эмоциональную поддержку субъекту деятельности. Можно сказать, что эмоциональный дефицит оказывает наибольший вклад в развитие симптома истощения вне зависимости от места жительства. Также, в обеих выборках обнаружена тесная взаимосвязь показателей 1 (переживание психотравмирующих обстоятельств) и 3 ("загнанность в клетку") с показателем 5 (напряжение). По-видимому, показатель психотравмирующих обстоятельств, который указывает на склонность к систематическому извлечению из памяти неприятных моментов, также как и показатель "загнанности в клетку" или же отчаяния, эмоционального "затора", оказывают наибольший вклад в развитие напряжения в обеих выборках.

На уровне менее прочных взаимосвязей общих для обеих выборок взаимозависимостей в сравниваемых плеядах обнаруживается намного меньше, причем в основном это связи, показывающие вклад отдельных показателей в общий суммарный показатель (16). Это взаимосвязь 1, 3, 5, 6, 11, 12, 13, 14 показателей (см. рис. 5, 6 в приложении) с показателем 16.

Таким образом, общим для структуры показателей эмоционального выгорания педагогов, вне зависимости от места их проживания, является тесная взаимосвязь суммарных показателей напряжения, резистенции и истощения, что говорит о сформированности структуры исследуемого синдрома, а также вклад показателя эмоционального дефицита в общий показатель истощения, и вклад показателей переживания психотравмирующих обстоятельств и "загнанности в клетку" - в показатель напряжения.

Наиболее существенные различия в структурах исследуемых показателей эмоционального выгорания, недоступные визуальному анализу, выявляются с помощью дивергентного анализа (см. табл. 4).

Рисунок 2 Корреляционные плеяды, образованные показателями эмоционального выгорания

Примечание: - при р = 0,001. Название показателей приведено в таблице 1, а их средние значения – в таблице 2

Таблица 4 Данные попарного сравнения корреляционных матриц

Показатели

Сельские педагоги

Городские педагоги

Т - критерий

3 - 4

0,58 **

0,23

-2,091 *

4 – 11

0,41 *

-0,01

-2,159 *

4 – 15

0,62 **

0,26

-2,213 *

4 – 18

-0,52 **

-0,05

2,557 *

4 – 19

-0,36

0,23

2,921 **

5 – 16

-0,20

0,20

1,985 *

5 – 19

-0,41 *

0,06

2,409 *

9 – 10

0,51 **

0,81 ***

2,737 **

9 – 15

0,26

0,60 **

2,027 *

9 – 21

-0,32

0,16

2,376 *

10 – 16

0,74 ***

0,88 ***

2,128 *

Страницы: 1 2


Сублимация.
Интересно в этой связи проследить, как трансформируется заниженная самооценка при сублимации, ведь согласно Фрейду, это наиболее здоровый способ разрешения проблемы. При адаптировании заниженной самооценки в христианскую жизнь, она принимает самые необычные и на первый взгляд невинные формы. Верующий человек, страдающий заниженной самоо ...

Принцип "деятельности" в психологии
Понятие о деятельности многозначно. Сеченов говорил о психических деятельностях, понимая их как процессы, которые совершаются по типу рефлекторных. Павлов ввел понятие о высшей нервной деятельности, Бехтерев – о соотносительной деятельности, Выготский говорил о психических функциях как деятельности сознания. Но с обращением к марксизму, ...

Исследование волевых свойств личности школьника
Проблема воли школьника интересовала многих советских психологов старшего поколения (К.Н. Корнилов, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Б.Г. Ананьев, Н.Д. Левитов, А.В. Веденов, Ю.А. Самарин, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни и др.). Позднее исследованием волевых процессов в школьном возрасте, в связи с другими проблемами, занимались такие психологи, как А ...

Категории