Эмоциональный интеллектСтраница 2
Степень эмоциональной экспрессивности влияет на качество межличностных отношений. Так, чрезмерная сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный, что вызывает у окружающих удивление или неприязнь.
Эмоциями невозможно управлять прямо, однако это можно сделать опосредованно: через объект, потребность, знак. Начальный момент управления чувством – это расщепление монолитного недифференцированного аффекта (Я-чувство) на субъекта и его чувство, точнее говоря, это вычленение чувства в качестве отдельного объекта, а не свойства внешнего мира ("Я испытываю страх, удовольствие", а не "Мир страшен либо приятен"). Кирпич купить по оптовой цене в Белгороде Красный кирпич цена Белгород.
Я. Рейковский [42] приводит следующие причины трудностей в выражении эмоций:
• люди не усвоили принятых в обществе форм выражения;
• боязнь выдать собственные чувства, связанная со страхом перед утратой самоконтроля или боязнью порицания со стороны окружающих (боязнь быть скомпрометированным, отвергнутым или осмеянным);
• врождённые факторы, хотя решающее значение принадлежит процессу научения;
• усвоение норм поведения, господствующих в семье и ближайшем окружении.
3. Понимание эмоций. Как отмечает И.А. Романова [цит. по 3], самопонимание в целом носит эмоциональный, чувственный, эмпатический, а не рациональный характер. Следовательно, глубина самопонимания прежде всего обусловлена уровнем развития эмоциональных способностей, которое в свою очередь обеспечивает осознание эмоций.
Осознание эмоций подразумевает их регистрацию в сознании. Однако в сознании регистрируется далеко не всякий эмоциональный процесс и отнюдь не всегда. Исходя из этого, когда мы говорим об осознании эмоций, следует различать два явления:
1) проявление достаточно обособленного и организованного процесса, влияющего на протекание деятельности и переживаемого субъективно (в этом случае человек знает, что он нечто переживает, и это переживание отличается от предыдущих);
2) собственно осознание, которое заключается в знании о своём состоянии, выраженном в словесных (знаковых) категориях. Второй вид осознания лежит в основе процессов контроля над эмоциями, в основе способности предвидеть их развитие, знания факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и последствия.
Понимание эмоций взаимосвязано с возможностями их выражения. Овладение языком эмоций требует усвоения общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций у людей, с которыми человек живёт и работает. Отметим, что понимание эмоций сложнее, чем их выражение.
4. Понимание эмоций связано также с уровнем развития эмпатии. Согласно К.Роджерсу [43], эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нём "как дома". Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям партнёра по общению. Это напоминает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой едва осознаёт. Однако при этом отсутствуют попытки вскрыть неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Необходимо также сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы "смотрите свежим и спокойным взглядом" на те элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Быть эмпатичным – означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время – тонким и чутким.
Можно выделить следующие причины трудностей в понимании индивидуальных различий эмоций других людей:
• сосредоточенность на собственной личности приводит к неспособности замечать и правильно оценивать эмоциональное состояние других людей;
• чувство собственного превосходства;
• чувство тревоги, связанное с эмоциями других людей или собственными; тревога побуждает избегать всего того, что могло бы вызвать эмоции;
• какая-либо выгода от непонимания эмоций других людей [42].
5) Самомотивация. Эмоции обладают мотивирующей силой, заставляя людей действовать. Слово "эмоция" произошло от латинского глагола "emovare", что означает "двигаться". Эмоция – это средство, с помощью которого взаимодействуют тело и разум, они постоянно изменяются и "перемещаются". Так, если мы полностью функциональны и благополучны, они позитивны, если нет – эмоции "перемещаются" к негативному полюсу.
Можно предположить в структуре эмоционального интеллекта наличие эмоций, "самомотивирующих" когнитивную деятельность, связанную с эмоциональной сферой, точнее, с распознаванием, выражением, пониманием эмоций.
Психосемантический анализ отношения студентов к манипулятивному стилю
поведения
По данным исследований О.В. Макаренко, С.А. Богомаза, уже на младших курсах у многих студентов-психологов нарастает стремление манипулировать другими людьми. Данная тенденция вызывает некоторые опасения, если учесть, что предпочтение манипулятивной стратегии поведения со временем приводит к редукции количества средств достижения целей, ...
"Логика"
бессознательного конфликта
Трехкомпонентная модель личности позволяла разграничить понятие о Я и о сознании, истолковать Я как самобытную психическую реальность и тем самым как фактор, играющий собственную роль в организации поведения.
Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержани ...
Генетические модели трансмиссии СДВГ
Приведенные результаты исследований позволяют констатировать следующее:
А) гипотеза о влиянии генетических факторов на формирование СДВГ имеет полное право на существование;
Б) гипотеза о сцеплении с Х-хромосомой оказывается маловероятной, поскольку частота передачи заболевания от отца к сыну не соответствует ожиданиям, вытекающим из ...