Психология » Эмоциональное выгорание педагогов в сельской местности » Синдром эмоционального выгорания в профессии учителя

Синдром эмоционального выгорания в профессии учителя
Страница 2

Рассматривая психологические факторы, условия и движущие силы профессионального развития учителя, Л.М.Митина [36] выделяет "интегральные характеристики" личности, которые являются ключевыми понятиями ее концепции и обуславливают эффективность педагогического труда в целом: педагогическую направленность, педагогическую компетентность и эмоциональную гибкость учителя. Каждое из этих понятий, отмечает Л.М.Митина, вырастает на основе обстоятельного анализа научных результатов, имеющихся в общепсихологической теории личности, конфликтологии, психологии эмоций. Так, характеризуя педагогическую направленность на ребенка, направленность на себя, направленность на все более глубокое овладение учебным предметом. При рассмотрении педагогической компетенции, наряду с необходимостью овладения широким кругом знаний, умений и навыков, выделяется задача формирования у учителя способности отстаивать свою личностную позицию. Эмоциональная гибкость понимается как оптимальное сочетание эмоциональной экспрессивности, отзывчивости и эмоциональной устойчивости учителя. А эмоциональную устойчивость автор, в свою очередь, рассматривает как свойство психики, благодаря которому учитель способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциональных условиях.

Динамика эмоциональной гибкости учителя определяется гармонизацией и усложнением аффективных проявлений (способность "оживлять" подлинные эмоции в многократно повторяющемся учебно-воспитательном процессе, вызывать положительные эмоции, контролировать отрицательные, то есть проявлять гибкость поведения, нестандартность, творчество).

В работе И.Г.Дубова, исследовавшего влияние личности педагога на учащихся, показано, что в присутствии индивида с высокой степенью сформированности определенных личностных качеств у давно взаимодействующих с ним испытуемых изменяются критерии самооценки и оценки ими других людей по аналогичным показателям [16].

Изучая роль психических состояний психической деятельности, А.О.Прохоров так описывает причины развития неравновесных, то есть выходящих за границы оптимальных значений, состояний учителей: "Наиболее часто неравновесные состояния учителей вызывается конфликтами с учениками; поведением школьников на уроке (неготовность, невнимание); конфликтами с администрацией; неожиданным появлением на уроке директора или других проверяющих; несправедливыми замечаниями со стороны старших учителей или неудачным уроком; вызовом к директору, несправедливым обвинением учителя родителями (ситуации перечислены в порядке ранжирования). Эти ситуации актуализируют у педагогов состояние гнева, раздражения, волнения, возмущения, злости, досады и обиды. Связь между неравновесными состояниями и ситуациями, возникающими в педагогическом труде, отчетливо выражена. Например, такое наиболее часто встречающееся неравновесное состояние, как гнев, обусловливается конфликтом с учениками, конфликтом с администрацией, опозданием или неготовностью школьников к урокам. Выявлена зависимость интенсивности, времени, частоты возникновения состояний от возраста и стажа. В частности, установлено, что у педагогов со стажем до десяти лет работы в школе перечисленные выше состояния менее интенсивны, но более продолжительны, тогда как у учителей с педагогическим стажем более десяти лет актуализирующиеся состояния более интенсивны, но в то же время они менее длительны. В поведенческом плане, как считают учителя, неравновесные состояния чаще всего проявляются в голосе: при повышении интенсивности состояния учитель переходит на крик. Интересно отметить, что учителя со стажем до десяти лет, находясь в состоянии гнева, злости, досады, обиды, замыкаются в себе, молчаливы, в случае возмущения ищут собеседника, чтобы высказать наболевшее. Учителя с более продолжительным стажем работы сдержаннее. Голос ими повышается только в состоянии крайнего возмущения и досады" [40, с. 32-43].

Отмечая, что в системе "учитель-ученик" межличностные отношения и общение играют основную роль в решении задач обучения, воспитания и развития, А.О.Прохоров подчеркивает, что для достижения эффективности этих процессов необходимо, чтобы и педагог и учащиеся находились в оптимальных для совместной деятельности состояниях. В процессе общения происходит направленное и ненаправленное личностное взаимовлияние, которое может быть как позитивным, так и негативным. Проведенный А.О.Прохоровым корреляционный анализ позволил выявить ряд особенностей связи психических состояний учителей и школьников во время уроков. Выяснилось, что состояние самого учителя оказывает сильное влияние на психическое состояние его учеников. Системообразующими психическими состояниями в целостной структурно-функциональной организации взаимодействующих состояний школьников и учителей являются положительные деятельностные состояния и положительные состояния общения учителя. Актуализация комплекса осуществляется за счет положительно окрашенных деятельностных состояний учителя. Проявление комплекса отрицательно окрашенных состояний школьников на уроке обусловливается отрицательными психофизиологическими состояниями учителя (например, утомление, усталость, снижение уровня активности актуализируют комплекс отрицательно окрашенных состояний школьников на уроке). Результаты демонстрируют значимость положительных психических состояний учителя, благодаря которым актуализируются положительные психические состояния школьников, способствующие обучению и развитию [39]. Таким образом, для создания оптимального эмоционального климата во время урока, учитель вынужден постоянно поддерживать необходимый уровень своего психического состояния. "В случае большой интенсивности положительно окрашенных состояний учителя и, прежде всего – деятельностных и психофизиологических, психические состояния школьников на уроке также имеют положительную окраску. Снижение интенсивности положительных состояний учителя актуализирует отрицательные деятельностные состояния и уменьшает положительные и эмоциональные, что, в свою очередь, увеличивает выраженность комплекса отрицательных состояний и уменьшает интенсивность блока положительных состояний",– пишет А.О.Прохоров [40, с. 32-43].

Страницы: 1 2 3


Наследственные факторы.
Говоря о формировании личности, нельзя не сказать о влиянии внутренних задатков, передаваемых по наследству. Традиция, начатая еще Гиппократом, имеет большую поддержку и в настоящее время (Фрейд, Юнг, Кеттел, Айзенг, Маслоу, Роджерс, Шелдон). Среди психологов, придающих наследственности меньшее значение, следует назвать таких персонолог ...

Факторы и условия формирования профессиональной направленности и развития интереса к профессии
Профнаправленность (профориентация) является самостоятельной областью знания, но формируется на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики, философии, медицины, права. Можно выделить четыре функции профнаправленности, которые определяются ее целями: социальную, экономическую, медико-физиологическую и психолого-педагогическую ( ...

Нужда в общении
• Звонки без причины. Люди склонные к данному типу зависимости могут позвонить без причины любому адресату записной книги. Основа их расстройства чаще всего заключается в недостаточности живого общения либо они не находят лучшего применения свободному времени. • Слишком длительные разговоры. Причин для звонков, длительность которых ...

Категории