Теоретические аспекты проблемы эмоционального выгорания педагогов. Специфика педагогической деятельностиСтраница 3
Такое перевоплощение не проходит бесследно, подчеркивает С.П.Безносов [5]. С одной стороны, как показывает практика, педагогическая деятельность в силу постоянного общения с молодежью не дает стареть педагогам, позволяет сохранить душевную молодость, задор, активное отношение к жизни. С другой стороны, в педагогической работе существуют свои подводные камни, приводящие к деформации личности. Это, например, устойчивая привычка к морализированию, дидактическому наставительному тону, которая характерна для некоторых педагогов даже в нерабочих ситуациях.
Замечено, в частности, что многие педагоги в обычном общении чаще делают паузы в монологе, чем другие люди. Они как бы продолжают читать лекции, давать наставления даже в рутинном разговоре с взрослыми. Все это – следствие профессиональной деформации личности, проявляющейся в переносе приобретенных в профессии способов общения в непроизводственные сферы жизни.
Педагогам, преподавателям учебных заведений приходится сталкиваться и с другими критериями различий между собой и объектами своего труда. Они имеют дело с еще не обученными, не способными, не воспитанными людьми – школьниками, студентами, курсантами и т.п. и в этом плане с "ненормальными", еще "не окультуренными".
Чтобы обучить и воспитать их, учителя должны часть своей жизни прожить в логике жизни другого – необученного и невоспитанного. Это обязательное условие, требование профессии, чтобы иметь возможность понять психологические трудности своего воспитанника в усвоении материала и суметь лучше адаптировать методику своих педагогических воздействий. Такова специфика учебного общения. Субъект профессиональной деятельности трудится над человеком, имеющим еще не сформированное сознание и не сформированную психику [5].
В настоящее время Ю.Л.Львов [33] выделяет причины спада профессиональной деятельности учителя после 10 - 15 лет работы так называемый "педагогический криз". Автором выделяются три основные фактора, способствующие развитию "педагогического криза". Во-первых, стремление педагога использовать новые достижения науки и невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения; отсутствия отдачи от учащихся; несоответствия ожидаемого результата и фактического. Во-вторых, возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять – неизвестно. В - третьих, возможность изоляции учителя в педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.
Тот специальный объект труда, над которым трудится профессионал на протяжении своей карьеры, вынужденно заполняет значительную часть его сознания по отношению к нему (и своим потребностям, кончено), он испытывает различные психологические переживания. Этот предмет труда потребляет рабочее время, физическую, нервную, психическую энергию деятеля. Именно он значительное время жизни находится в фокусе внимания, прежде всего субъекта деятельности, а затем уже и личности, всей индивидуальности человека. Именно предмет трудовых усилий приковывает железной цепью содержание сознания специалиста в течение рабочего времени. Объект деятельности является мощным фактором (де)формирования человека, его личности [5].
Овладение педагогической профессией связано не только с развитием личности учителя, его способностей, умений, навыков помогающих успешно выполнять работу, но и с негативными последствиями, такими как нарушение самочувствия, конфликтность, усталость, что проявляется во взаимоотношениях с детьми, коллегами, администрацией [33].
Профессиональный педагог – единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей нового поколения. Это требует от общества создания таких условий, при которых учитель выполнял бы качественно профессиональные задачи, осуществлял самосовершенствование своей личности и педагогической деятельности в целом, на основе методов, разработанных в теории и практике психолого-педагогических дисциплин.
Сознательное и бессознательное «Я»[1]
Кто хочет правильно понять явления внушения или, точнее говоря самовнушения, тот должен уяснить себе, что в нас заложены одновременно два существа, коренным образом отличающиеся одно от другого. Оба эти существа разумны; но в то время как одно из них сознательно, другое — бессознательно. Именно поэтому наличности этого второго существа ...
Розовый
Говорят, что оптимисты смотрят на мир «сквозь розовые очки». Неудивительно поэтому, что розовый не только провоцирует приветливость, но и понижает злобность и агрессивность.
Созерцание розового настолько притупляет гнев и физическую силу, что этот цвет активно применяют в исправительных заведениях и школах для трудных детей в целях про ...
Методы исследования мышления
Задача эта представляется весьма сложной уже хотя бы потому, что само по себе мышление — процесс многообразный, многоступенчатый и изобилует различными вариантами. Особенно важны те характерологические качества, которые мы обязательно должны учитывать при изучении мышления у конкретного субъекта. Без знания свойств личности достоверные ...