ГипнозСтраница 1
Систематически используется и изучается, начиная с работ Ф. Месмера (70-е гг. XVIII в.); термин предложен в 1843 г. английским хирургом Дж. Брейдом. Природа гипноза остается недостаточно ясной и интерпретируется в широком поле теоретических моделей - от нейрофизиологии сна до психоанализа и мистики. Гораздо лучше изучены эмпирические и прагматические аспекты его использования. Целесообразно различать собственно гипноз (как технику, используемую для исследований, внушения, катарсиса и т.д.) и гипнотерапию.
Стадии гипноза описаны А. Форелем:
1. сонливость (сомноленция) с чувством расслабленности и легкой дремоты;
2. гипотаксия - глубокое мышечное расслабление с нежеланием выходить из этого состояния, периодическими "уходами" в следующую стадию, возможностью вызывания каталепсии;
3. сомнамбулизм - посторонние раздражители (кроме голоса терапевта) игнорируются или не воспринимаются, легкое вызывание каталепсии, возможность внушать сновидения и галлюцинаторные переживания, анестезию, актуализацию латентных способностей, изменение параметров идентичности (возраста, пола) и т.д.; возможны постгипнотические внушения.
Гипнотерапия.
Использование гипнотического состояния как собственно лечебного средства. В этом случае за погружением в гипноз не следует больше никаких специальных действий, что оставляет за пациентом возможность наполнить гипнотическое состояние своим содержанием и/или воспринимать его как "чудо". Гипнотерапия решающим образом связана с информированностью о гипнозе и его лечебном эффекте, выраженностью установки на лечение и внутренней картиной ожидаемого эффекта.
Много чаще гипноз используется как техника, значительно расширяющая возможности суггестии и увеличивающая возможности терапевтической коммуникации с вытесненными, сублимированными, отвергаемыми переживаниями, глубинным опытом, подсознанием. Как техника гипноз может использоваться в рамках практически всех подходов и моделей. Эффекты гипнотерапии простираются от симптоматического до патогенетического - в зависимости от ставящихся целей и характера проводимой в гипнотическом состоянии работы.
Внушение в гипнозе - один из наиболее часто используемых приемов. Он позволяет обойти актуальные в бодрствующем состоянии сопротивления и барьеры. Способы и формулы внушения варьируют от терапевта к терапевту, так что эффективные в практике одного не обязательно эффективны у другого. Один из приемов внушения в гипнозе - внушенные сновидения, использующие ранее полученный у пациента материал и символические образы.
Длительность сеанса зависит от состояния пациента и целей терапии. При энурезе с профундосомнией - чрезмерно глубокий сон, протекающий практически без сновидений; спящего трудно разбудить; при профундосомнии у детей наблюдается недержание мочи и кала) целесообразны короткие (15-20 мин.) сеансы, при астеническом неврозе и психосоматических расстройствах - от получаса до часа. Частота сеансов колеблется от одного до двух в неделю, но иногда (лечение в стационаре или санатории, другие ограничения времени на проведение лечения) возможны ежедневные сеансы.
Продолжительность гипнотерапии колеблется от одного сеанса до десятков и даже сотен. В детско-подростковой практике это обычно 10 сеансов, после которых этот вид терапии либо прекращается, либо курс повторяется после паузы, заполненной другими видами психотерапии.
Осложнения гипнотерапии встречаются тем реже, чем младше ребенок. Среди них: истерический гипноид - переход сомнамбулизма в выраженные истерические психотические картины с утратой раппорта - чаще это бывает, когда терапевт "нажимает" на неизвестный ему триггер; спонтанные трансы могут развиваться в ответ на случайные, ассоциирующиеся с процедурой гипнотизации действия (чей-то взгляд в упор, решительный голос, слово "спать" и т.п.), а иногда при воспоминании о терапевте и сеансе - в таких случаях во время следующего сеанса делается специальное внушение о том, что гипнотическое состояние будет развиваться только на сеансах, а при неэффективности этой меры гипнотерапия прекращается; реакции переноса на терапевта противоположного (реже - своего) пола - предвидеть их трудно и приходится заботиться об уменьшающей трудности такого рода обстановке учреждения и проведения сеансов; судорожные припадки могут возникать у пациентов с эпилепсией и органическими эпилептиформными расстройствами, поэтому им гипнотерапия либо не проводится, либо проводится по специальным методикам; психотические осложнения в виде провокации острого психотического приступа или вплетения гипноза в болезненные переживания.
Противопоказания:
1. Осложнения гипноза, которые не удается предупредить или купировать.
Психологическая диагностика
Начнем с психодиагностики. Различают психодиагностику как науку (сферу знаний) и психодиагностику как практическую деятельность.
Схема 1.1.
Психодиагностика как сфера практики опирается на психодиагностику как науку. Л.Ф. Бурлачук, автор учебника по данной дисциплине, определяет психодиагностику как область психологической нау ...
Л.С. Выготский о стадиальности развития
Возрастное развитие, в особенности детское, – сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие – это, прежде всего, возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами ...
Формирование познавательного интереса в раннем
возрасте
На втором году жизни ребенок при помощи взрослых осваивает способы использования предметов. Помимо предметных действий, связанных с бытовой деятельностью, большое место в этот период отводится обучению детей обращению с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами), а также орудийным действиям — умениям пользоваться несло ...