Психология » Особенности личности подростков с аддиктивным поведением » Аддиктивное поведение как форма отклоняющегося поведения

Аддиктивное поведение как форма отклоняющегося поведения
Страница 1

Наиболее актуальными формами отклоняющегося (девиантного) поведения подростков является аддиктивное, аутоагрессивное (суицидальное) и гетероагрессивное поведение. Понятие аддиктивного поведения

обозначает донозологический этап формирования алкоголизма и наркомании и подразумевает наличие ситуационной психической зависимости и «поисковой активности» в отношении алкоголя и различных психоактивных веществ до того, как от них сформировалась физическая зависимость. Аутоагрессивное поведение

проявляется в наличии суицидальных мыслей, переживаний («замыслов»), тенденций и действий, а для гетероагрессивного поведения

характерны агрессивные высказывания, угрозы и действия, направленные на окружающих.

Таким образом, отклоняющееся (девиантное) поведение можно определить как систему поступков (отдельные поступки), противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, адаптационных механизмов и неспособности к нравственному и эстетическому контролю за своим поведением. На практике выделяют ряд типов и форм отклоняющегося (девиантного) поведения, которые будут представлены ниже [6; c. 34].

Следует отметить, что существуют определенные взаимоотношения между различными типами и клиническими формами девиантного поведения

Типы девиантного поведения:

1. Делинквентное поведение — отклоняющееся поведение с отчетливой антиобщественной направленностью, приобретающее в крайних своих проявлениях уголовно наказуемый характер.

2. Аддиктивное поведение — отклоняющееся поведение со стремлением к уходу от реальности посредством приема психоактивных веществ либо чрезмерной фиксацией на определенных видах деятельности.

3. Патохарактерологическое поведение — отклоняющееся поведение, обусловленное патологическими изменениями характера вследствие дефектов воспитания.

4. Психопатологическое поведение — отклоняющееся поведение, обусловленное психическими расстройствами.

5. Поведение на базе гиперспособностей — отклоняющееся поведение, сопровождающееся девиациями в обыденной жизни, при особой одаренности

6. и даже гениальности в других сферах деятельности [11; c. 122].

Клинические формы девиантного поведения:

1. Агрессивное поведение.

2. Аутоагрессивное (суицидальное) поведение.

3. Злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация и др.).

4. Нарушения пищевого поведения (переедание, голодание).

5. Аномалии сексуального поведения (девиации, перверсии).

6. Сверхценные психологические увлечения («трудоголизм», спортивный, музыкальный и прочий фанатизм и др.).

7. Сверхценные психопатологические «увлечения» (кверулянтство (сутяжничество), клептомания, дромомания (навязчивое стремление к бродяжничеству) и др.).

8. Характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.).

9. Коммуникативные девиации (аутизация (замкнутость), гиперобщительность, конформизм, нарциссическое поведение и др.).

10.Аморальное (безнравственное) поведение [24; с. 265].

И так, суть аддиктивного поведения

заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Существуют разные виды аддиктивного поведения, как фармакологического, так и нефармакологического характера. Они представляют собой серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только самих аддиктов, но и тех, кто их окружает. Значительный ущерб наносится межличностным отношениям [17; с. 117].

Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции [17; с. 119].

Страницы: 1 2 3 4


Психическое развитие и обучение (Выготский)
Обучение - это процесс взаимодействия ребенка с идеальной формой, опосредованного взрослым. К настоящему времени сложились три основные концепции обучения и развития: Э. Торндайка, Ж. Пиаже и Л. С. Выготского. 1. Э. Торндайк отождествляет процессы развития и обучения. Обучение - это процесс приобретения навыков, а навыки внутренне связ ...

Методы исследования воображения
В области исследования воображения до настоящего времени нет достаточного количества направленных и апробированных экспериментальных работ. Качественные особенности воображения исследуют при помощи методики Роршаха (Rorschach, 1920) — одной из наиболее объективных и сложных методик психодиагностики. Тест Роршаха состоит из 10 таблиц с ...

Формирование переговорного процесса
Ситуация во время переговоров напрямую зависит от следующих обстоятельств: - отношения ведущих переговоров с их группами; - того, как сидят участники переговоров; - присутствия зрителей; - хода переговоров. На психическое состояние человека влияют окружение, любые объекты, попадающие в зону его внимания. Именно поэтому от того, как ...

Категории