Воспроизводство агрессивности в подростковых сообществахСтраница 2
Меньшей сформированности, диффузности и неустойчивости «особого Я» соответствуют: пассивность (реактивность) поведения ребенка, «потребительский» характер его интересов (насыщение, комфорт, развлечения и т. п.), отсутствие избирательности побуждений, ожидание инициативы и помощи со стороны других» [17, с. 29].
Учеными выделено несколько групп факторов агрессивного поведения человека в частности, биолого-генетические, индивидуально-психологические особенности личности, специфика воспитания, влияние субкультуры, роль средств массовой коммуникации и т.д. Одну из групп таких факторов составляют ситуативные детерминанты - конкретные социальные ситуации, возникающие в процессе межличностного (межгруппового) общения. Их изучение является необходимым условием анализа причин агрессивного поведения человека. Эти факторы провоцируют агрессивное поведение даже у неагрессивных по характеру людей.
Результаты ряда исследований определили круг ситуаций, которые прямо или косвенно могут вызвать агрессивное поведение большинства людей. Ими выступают: физическая или словесная (вербальная) агрессия других лиц (особенно, если она воспринимается как намеренная), ситуация невозможности реализовать свои актуальные потребности, условия жесткой конкуренции между взаимодействующими сторонами, присутствие лиц, провоцирующих конфликт и т.п. [4]. В основе этих ситуаций лежит межличностный (иногда - межгрупповой) конфликт - провокация, которая часто заканчивается вербальными или физическими выпадами. Следует отметить, что психологические особенности подростков способствуют появлению конфликтных ситуаций практически па всех уровнях социальных связей: в семье (вследствие реакции эмансипации), школе/училище (по аналогичной причине), с ровесниками (из-за эмоциональной неустойчивости, импульсивности поведения). Ряд социально-психологических экспериментов подтверждает большое влияние разного рода провокаций на степень агрессивности [6, с. 136-138]. Большинство людей в межличностных отношениях использует принцип "око за око, зуб за зуб", отвечая агрессией на агрессию.
Для выявления взаимосвязи между разными типами социальных ситуаций, провоцирующими агрессию, и личностными характеристиками индивидов в 2001 г. Дроздовым А.Ю. проведено социально-психологическое исследование [9, с. 95-98]. Опрошены 166 человек (83 мужчины) в возрасте 14-20 лет, проживающие в г. Чернигове, - учащиеся старших классов средних школ, студенты педагогического университета, военнослужащие срочной службы. Им предлагалась анкета с описанием нескольких ситуаций и типов агрессивных поступков, которые нужно было соотнести между собой. В исследовании использована типология агрессивного поведения А. Басса [6, с. 29] (таблица 1).
Таблица 1
Типология форм агрессивного поведения (по А. Бассу)
Типы |
Пример |
Физическая-активная-прямая Физическая-активная-косвенная Физическая-пассивная-прямая Физическая-пассивная-косвенная Вербальная-активная-прямая Вербальная-активная-косвенная Вербальная-пассивная-прямая Вербальная-пассивная-косвенная |
Нанесение побоев человеку Сговор с наемным убийцей, закладка мин Сидячая забастовка Отказ выполнить приказ Словесное оскорбление человека Распространение клеветы, сплетен Отказ разговаривать с человеком Отказ защитить человека, которого незаслуженно критикуют |
Полученные результаты в обобщенной форме приведены в таблице 2.
Таблица 2
Социальные ситуации и соответствующие им типы агрессивного поведения (в % от общего числа опрошенного)
Тип агрессии ("Мне доводилось .") |
Тип ситуации (%) | |||||||||||
Я никогда так не поступал |
Антипатия к человеку |
Плохое настроение |
Нетрезвое состояние |
Когда человек случайно обругал меня |
Когда человек намеренно обругал меня |
Когда человек случайно толкнул/ударил меня |
Когда человек намеренно толкнул/ударил меня |
Когда человек чем-то мешал мне/моим друзьям |
В компании друзей |
Когда мне приказывали так поступить |
Какая-то другая ситуация | |
Обругать (оскорбить) |
4 |
16 |
34 |
6 |
8 |
67 |
9 |
48 |
17 |
3 |
4 |
15 |
Распространять сплетни, слухи |
49 |
27 |
4 |
4 |
2 |
8 |
1 |
2 |
9 |
14 |
1 |
17 |
Отказываться от общения с кем-то (демонстративно не разговаривать с ним) |
10 |
36 |
23 |
1 |
7 |
27 |
2 |
16 |
12 |
2 |
2 |
27 |
Молча наблюдать за тем, как знакомого мне человека незаслуженно ругают, оскорбляют |
59 |
13 |
1 |
1 |
1 |
6 |
1 |
4 |
5 |
4 |
2 |
20 |
Специально толкнуть или ударить кого-то, причинив ему физическую боль |
43 |
7 |
5 |
7 |
2 |
11 |
5 |
39 |
8 |
1 |
0 |
13 |
Подговорить другого толкнуть или ударить кого-то третьего |
81 |
7 |
1 |
1 |
1 |
4 |
1 |
6 |
3 |
2 |
0 |
7 |
Вести себя так, чтобы физически помешать другому человеку достичь своих целей |
54 |
17 |
3 |
2 |
1 |
4 |
0 |
3 |
13 |
2 |
0 |
19 |
Отказываться выполнять просьбу или указание другого человека |
7 |
50 |
37 |
5 |
9 |
22 |
4 |
16 |
17 |
2 |
18 |
31 |
Нет агрессии |
19 |
36 |
87 |
80 |
19 |
84 |
27 |
52 |
79 |
75 |
34 |
Общение со сверстниками в ранней юности. Особенности юношеской дружбы и
любви
Подростки и юноши значительно чаще, чем люди старшего возраста, чувствуют себя одинокими и непонятыми. Но чувство одиночества проистекает не от внешней изоляции, не от плохого окружения, а от невозможности выразить в общении всю полноту чувств.
Число друзей своего пола у юношей от седьмого к десятому классу несколько уменьшается (у дев ...
Милтон Эриксон и директивная психотерапия
Среди современных психотерапевтов трудно найти более легендарную фигуру, чем Милтон Г.Эриксон (1901 -1980). Харизматический ореол вокруг его личности создают не только свидетельства восторженных учеников и благодарных клиентов, но и сохранившиеся во множестве аудио-и видеозаписи сеансов, и эксплицированная создателями НЛП модель терапев ...
Выявление потребности.
Выявление потребности - важная фаза в акте продажи, для осуществления которой необходимы особые психологические качества. Речь идет не только о тем, чтобы внимательно выслушать потенциального покупателя, выбрать манеру поведения и очертить круг вопросов, но также и в том, что продавцу следует вызвать откровенность и отказаться от собств ...