Введение
Дефектология - (от лат.defectus - недостаток и греч.logos - учение, наука) - наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания. Дефектология как наука и сфера социальной деятельности имеет большую, богатейшую фактами, достижениями, персоналиями и весьма интересную историю, переплетённую с развитием отечественной психологии, детской психиатрии, детской неврологии, направлений общей и специальной педагогики (логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, и др.). Развитие естественнонаучного направления в дефектологии связано с историей невропатологии, неврологии, физиологии и психиатрии. Поэтому для раскрытия темы данного проекта необходимо рассматривать дефектологию в контексте этих наук. Со второй половины XIX века все более увеличивается удельный вес клинического и психолого-педагогического аспектов исследования слабоумия. Эти исследования в значительной степени направлены на разработку критериев дифференциации слабоумных по состоянию и перспективам развития их интеллекта.
Эти данные были необходимы для решения вопросов о типах учреждений для различных категорий аномальных детей. Возросший к этому времени уровень развития психиатрии и психологии обеспечил возможность для подобных исследований.
Вторая половина XIX века характеризуется бурным развитием естественных наук. В психологии и педагогике все больше используется экспериментальный метод исследования.
Во второй половине XIX — начале XX века определились два направления в понимании характера и сущности слабоумия.
Представители первого направления основные усилия сосредоточивали на клиническом изучении слабоумия, на поисках его причины, на раскрытии материальной основы аномалий развития. Представители этого направления рассматривали слабоумие как состояние атипического развития в результате тех или других вредностей, нанесенных организму ребенка на разных стадиях его развития. Это направление в исследовании слабоумия наиболее полно было представлено за рубежом во второй половине XIX — начале XX века психиатрами В. Гризингером, В. Айрлендом, Б. Морелем, Д. Бурневилем, В. Вейгандом, Э. Крепелином и др., в России — И.П. Мержеевским, П.И. Ковалевским, С.С. Корсаковым, В.П. Сербским, А.Н. Бернштейном, В.И. Яковенко, Г.И. Россолимо, Г.Я. Трошиным и т. д.
Второе направление исследования имело преимущественно психолого-педагогический характер. Сторонники этого направления — А. Бинэ, Т. Симон, Санте де Санктис и другие — основное внимание уделяли изучению легких форм умственной отсталости. Сущность слабоумия понимается ими преимущественно как количественное отставание развития ненормального ребенка от развития его нормального сверстника. Исходя из подобного понимания сущности умственной отсталости, названные исследователи в основном занимались изысканием путей выявления уровня психического развития ребенка. Их менее всего интересовали причины отклонений этого развития от нормы.
Разумеется, что эти основные направления исследования слабоумия развивались не изолированно друг от друга. Клиницисты проявляли большой интерес к психологическим аспектам изучения слабоумия и нередко в своих исследованиях пользовались данными и методами психологии. И наоборот, психологические и педагогические исследования умственной отсталости подкреплялись клиническими материалами.
Характеристика психоорганического синдрома
Развивается в результате органического поражения головного мозга при травмах, атеросклерозе сосудов мозга, интоксикациях, опухолевых процессах в мозге. Синдром складывается из нарушений памяти (нарушение запоминания, рассеянность, выпадение воспоминаний недавнего прошлого), ослабления понимания (слабость суждения, персеверации), аффекти ...
Методики компенсирования недостатков.
Некоторые христианские психологи (Д. Добсон, Н. Ван Пелт) в своих методиках делают упор на компенсационные процессы психики человека, которые были описаны ещё А. Адлером (см. стр. 39). Анализируя жизнь выдающихся людей, он пришел к следующему выводу: “Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-то органа; складывается впечатл ...
Правила игры и их нарушители
И вот сразу же - новое, еще более положительное свойство игры: она устанавливает порядок, она сама есть порядок. Порядок, устанавливаемый игрой, непреложен. Малейшее отклонение от него мешает игре, вторгается в ее самобытный характер, лишает ее собственной ценности.
В каждой игре свои правила. Ими определяется, что именно должно иметь ...