Когнитивная школа психологии.
Несколько иную методику преодоления заниженной самооценки предлагает когнитивная школа психологии, в частности, терапевтические разработки Джорджа Келли. Его метод целиком связан с его концепцией природы и поведения человека.
Когнитивное направление психологии подчеркивает влияние мыслительных процессов на поведение человека. Человек здесь рассматривается как ученый, который постоянно высказывает и проверяет свои гипотезы о природе вещей для того, чтобы можно было дать адекватный прогноз будущих событий. Соответственно, восприятие мира и себя основывается на своих моделях или конструктах. Эти конструкты сугубо индивидуальны и личностны. Поэтому методика когнитивных психологов, прежде всего, касается изменения ошибочных внутренних конструктов и предполагает создание здоровой внутренней конструктной системы. Главная задача при этом: увеличить прогностическую эффективность этих конструктов. Келли для этого создал оригинальную методику – терапию фиксированной роли. Методика, как и при репетиции поведения, заключается в изменении внешнего поведения, хотя преследуется уже другая цель. Если там главной задачей являлось формирование навыков поведения, то здесь на первый план выходит работа над конструктной системой человека.
Методика терапии фиксированной роли заключается в следующем:
1.
Пациент пишет очерк самохарактеристики в третьем лице. Ему необходимо описать себя со стороны, так как мог бы описать друг, знающий его близко.
2.
Написанный очерк самохарактеристики тщательно исследуется, и выявляются конструкты, которые он использует в интерпретации себя и своих отношений с другими.
3.
Пишется очерк фиксированной роли. Этот очерк составляется уже терапевтом с учетом того, что написал клиент в отчете самохарактеристики. В отчете вымышленная личность получает или наделяется конструктной системой, которая будет терапевтически полезна клиенту, и клиенту предлагается “сыграть” роль человека, описанного в очерке фиксированной роли. Для этого ему необходимо читать данный ему очерк не менее 3-х раз в день и думать, действовать, говорить и быть похожим на описанного человека. Цель – побудить клиента пересмотреть свой жизненный опыт и свои конструкты, чтобы он смог лучше и эффективнее извлекать из них уроки. Играя новую роль, человек меняется, как на уровне внутреннего мышления, т.е. конструкт, так и на уровне внешнего поведения.
Необходимо отметить, что эта методика не всегда эффективна.
Виды тестов. Тесты-опросники
Опросники - обширная группа психодиагностических методик, задания в которых представлены в виде вопросов или утверждений. Эти вопросы или утверждения не имеют правильных вариантов ответа и характеризуются только их частотой и направленностью. Эта группа методик предоставлена для получения объективных и субъективных данных об испытуемых. ...
Национальное самосознание белорусской молодежи как
психологическая проблема. Понятие
самосознания
Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как Я,
противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Субъективно переживание собственного Я
выражается прежде всего в том ...
Анализ отношения обучающихся к учебной деятельности и выбранной профессии. Характеристика профессии по разным основаниям классификации
В современных условиях особую важность приобретает создание оптимального механизма управления персоналом во всех сферах и отраслях экономики, обеспечивающего комплексный подход к решению проблем эффективного использования человеческого фактора на производстве. В связи с этим возникает необходимость подготовки специалистов, обладающих со ...