ВведениеСтраница 1
Актуальность темы исследования:
Главная цель всякого психотерапевтического воздействия заключается в том, чтобы помочь пациентам внести необходимые изменения в свою жизнь. Каким образом это можно сделать? Ответ на поставленный вопрос каждое направление психотерапии дает в терминах собственных понятий. Успешность или эффективность психотерапии оценивается в зависимости от того, насколько стойкими и в широком смысле благотворными для пациента оказываются эти изменения; оптимальными будут те психотерапевтические меры, которые обеспечивают стойкий, продолжительный позитивный эффект.
Актуальность выбранной темы: "Изменение самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии" объясняется следующим.
Во-первых, тем, что проблема самоотношения для человека имеет важное значение. Аспект самоотношения составляет основу самосознания, определяет жизненный путь личности и выражается в таких образованиях как самоуважение, себялюбие или самоуничижении и т.д. Самоотношение в процессе развития личности рождается сначала между человеком и значимыми для него людьми и только потом становится имманентной составляющей его внутреннего мира. Эмоциональное самоотношение не ограничено решением проблем самопринятия и самопознания, оно проявляется в поведении, является основой отношений с людьми и с миром вообще. В силу этого проблема выработки позитивного эмоционального самоотношения приобретает особую важность.
Во-вторых, принимая во внимание огромное количество научных областей, изучавшие проблему эффективности воздействия на глубинные слои психики методика кататимно-имагинативной терапии зарекомендовала себя как результативное средство.
Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.
Разработанность проблемы:
Научные концепции кататимно-имагинативной терапии в отечественной и зарубежной психологии восходят к экспериментам немецкого психотерапевта Ханскарла Лейнера, основавшего метод названый "Экспериментальным Кататимным переживанием образов" (ЭКПО). В нашей стране известна, как символдрама.
Данный метод берет свое начало от исследований Я.Л. Морено основателя психодрамы, учение К.Г. Юнга и З.Фрейда. Имеются элементы ведения психотерапевтической беседы К.Роджерса и некоторые стратегии поведенческой терапии Й.Вольпе. Все они, несомненно, повлияли на современное состояние кататимно-имагинативной терапии.
В Российской Федерации символдрама динамично развивается в структуре Профессиональной Психотерапевтической Лиги. В настоящее время в Новосибирске создано Региональное отделение МОО СРС, руководителем которого является Александр Сергеевич Жуков. Издано достаточное количество научных монографии на исследуемую тему, которые постепенно дополняются.
В данной исследовательской работе были освещены принципы активного воображения по Юнгу и Роберту Джонсону. Трансформации образа как метода изменения эмоционального состояния, по Н.Д.Линде. А также описание метода, техника проведения, работа с рисунком и анализ символики цвета и чисел.
Цель и задачи исследования:
цель данного исследования заключается в определении эффективности применения средств кататимно-имагинативной терапии как метода коррекции самоотношения лиц юношеского возраста. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
1. рассмотреть работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы на изучаемую тему;
2. выявить особенности методов психотерапии использующие образы и активное воображение;
3. установить специфику работы с образами в кататимно-имагинативной терапии;
4. определить самоотношение с помощью разработанных методик;
5. изучить изменения самоотношения произошедшие в результате проведения психокоррекционной работы по методу кататимно-имагинативной терапии;
6. сделать анализ результатов проведенного исследования.
Гипотеза исследования:
в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что кататимно-имагинативная терапия является эффективным средством для изменения самоотношения лиц юношеского возраста.
Объектом исследования:
личностное самоотношение в юношеском возрасте.
Предметом исследования:
изменение самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.
Эмпирические:
- беседа;
- тест-опросник самоотношения В.В. Столина;
Владимир Михайлович Бехтерев
Петербургскую школу психиатров с 1894 года возглавил профессор В.М. Бехтерев (1857—1927).
Владимир Михайлович Бехтерев — выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России.
Образование получил в вятской гимназии и С.-Петербургской медико-хирурги ...
Концепции развития памяти
Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет стольк ...
Голубой
Если голубой ваш любимый цвет, то вы из хорошей компании. Голубой — наиболее любимый из всех цветов. Светлые, или средней насыщенности голубые тона особенно приятны. Действительно, если упорно смотреть на голубой цвет, то это приводит к снижению частоты пульса и дыхания и на какое-то время снижает кровяное давление.
Почти все наши ассо ...