Особенности неполной семьи
Страница 4

В.В. Бодалев и А.А. Столин разработали классификацию типов неадекватного отношения матери к ребенку, проявляющиеся в неполных семьях:

1) ребенок, «замещающий мужа». В этом случае мать требует к себе постоянного внимания, заботы, хочет быть постоянно в обществе ребенка, быть в курсе его личной жизни, стремится ограничить его контакты со сверстниками;

2) гиперопека и симбиоз. Мать стремится удержать ребенка при себе, привязать и ограничить самостоятельность из-за страха лишиться ребенка в будущем, она принижает способности ребенка, стремится «прожить за него жизнь», что приводит к личностному регрессу и фиксации ребенка на примитивных формах общения;

3) воспитательный контроль, посредством нарочитого лишения любви. Ребенку говорится, что «мама такого не любит». Ребенка игнорируют, обесценивают его «я»;

4) воспитательный контроль посредством вызова чувства вины. Ребенку говорят, что он «неблагодарный». Развитие его самостоятельности сковывается страхом [Семья в психологической консультации, с. 76].

Работа Е.Т. Соколовой, проделанная на базе психологической консультации, также посвящена проблеме стилей отношений «мать-ребенок» в неполных семьях. Она выделяет следующие стили воспитания:

1) сотрудничество. В общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности;

2) изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями;

3) соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу, критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности;

4) псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная).

Е.Т. Соколова считает, что партнеры при реализации того или иного стиля получают «психологические выгоды» и рассматривает два варианта отношений «матери и ребенка»: доминирование матери и доминирование ребенка и дает следующие психологические характеристики этим типам отношений. Доминирующая мать отклоняет предложения ребенка, а ребенок поддерживает предложения матери, демонстрируя покорность и/или действуя за спиной и под защитой матери. Если доминирует ребенок, мать получает следующие «психологические выгоды»: мать соглашается с ребенком, чтобы обосновать его слабость и тревогу за него или чтобы принять позицию «жертвы» [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с. 225].

Почти все перечисленные стили, способы, виды и прочие отношения матери к ребенку являются следствием деструкции семьи по одному типу: отсутствие какой бы то ни было организующей функции мужчины-отца в структуре семейных отношений и замыкание всей системы психологических связей на ребенке. Мать и ребенок оказываются по своей воле или по неволе в плену друг у друга, в круговороте действий и эмоций, из которых один выход: невроз (чаще - истерия) и инфантилизация личности ребенка (всевозможные проявления психической незрелости).

Мы видим, что воспитание ребенка в неполной семье имеет определенные трудности и его психическое здоровье во многом зависит от грамотного и мудрого поведения родителей.

Важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение и несформированность навыков поло-ролевого поведения.

Психологи отмечают: для ребенка раннего и дошкольного возраста отец - это объект любви, восхищения и идентификации; человек, который является защитником и утешителем.

Дети, находясь в нормальных тройственных отношениях мать - ребенок - отец, учатся взаимодействовать одновременно с двумя родителями. Как отмечает педагог и психолог Г. Фигдор, отсутствие отца нарушает нормальные тройственные отношения и не позволяет ребенку использовать его в качестве объекта разрядки, объекта идентификации в конфликтах с матерью, что часто приводит к детским неврозам.

По мнению Д. Видра, отношения с отцом на втором и третьем году жизни призваны, во многом, облегчить трудный и конфликтный процесс индивидуализации ребенка, они открывают ему альтернативный опыт отношений, благодаря которому малыш может и должен начать воспринимать себя отдельно от матери.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Психологические особенности интернет-зависимой личности
По данным мониторинга аудитории интернета в России в 2000 году аудитория интернета от 18 лет и старше составляла 6,6 млн. человек, в 2009 году, взрослая аудитория интернета возросла до 22%, то есть составила примерно 25 миллионов человек. Можно предположить, что рост пользователей интернета будет продолжаться. В связи с этим стала актуа ...

Характерные черты подросткового возраста.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройки, возникают и формируются психологические новообразования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, а сл-но и специфику работ ...

Общие психолого-педагогические выводы
Таким образом, я завершаю характеристику учащегося. Еще раз отмечу, что основными достоинствами Азата является прекрасное здоровье, отличная физическая и умственная подготовка, ударник, принимает участие в олимпиадах, то есть развит всесторонне. Обладает такими положительными качествами, как выносливость, инициативность, самостоятельнос ...

Категории