Тест ЦТО Люшера
Страница 1

Данный тест относится к проективным методикам, к группе тестов импрессивных.

Методика основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Опубликована М. Люшером в 1948 г.

Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета:

синий - "Эмоциональная глубина", является концентрическим, гетерономным, объединяющим, чувствительным, задумчивым, соединяющим; символизирует - покой, удовлетворение, нежность, любовь и склонность;

cине-зеленый - "Волевое усилие", является концентрическим, автономным, оборонительным, предохранительным, владеющим, настойчивым; символизирует - самоутверждение, самоуверенность, терпение, самооценка;

оранжево-красный - "Ударная сила воли", является эксцентрическим, автономным, наступательным, моторным, завоевательным, влияющим; символизирует - желание, возбуждение, агрессивность;

светло-желтый - "Живость чувств", является эксцентрическим, гетерономным, ожидающим, способствующим расцвету, надеющимся, ищущим; символизирует - изменение, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций [4, с.93; 14].

"Дополнительные цвета:

фиолетовый;

коричневый;

черный;

нулевой (серый).

Модификация цвета - фиолетовый, коричневый, черный и серый (5, 6, 7 и 8) - относятся к другой категории. Если соблюдать точность, то черный и серый вообще не цвета: черный - это отрицание цвета, а серый в тесте абсолютно нейтрален и бесцветен. Фиолетовый цвет - это смесь синего и красного, коричневый смешивается из оранжево-красного и черного и выглядит темной, относительно безжизненной краской. Предпочтение, отдаваемое одной из модификаций цвета: черному, серому или коричневому, в большинстве случаев указывает на нарушение. Они символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям" [4, с.93].

Инструкция по проведению теста. Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т.п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный цвет из восьми. Кроме того, ни в коем случае не следует производить выбор так, чтобы комбинация двух или нескольких цветов подбиралась именно как комбинация. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке.

Через 2-3 минуты опять положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то же самое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто впервые. Первый выбор характеризует желаемое состояние, второй - действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования.

В результате тестирования получаем восемь позиций:

первая и вторая - явное предпочтение (обозначаются + +);

Страницы: 1 2 3 4


Особенности полового самосознания подростка. Эмоциональный мир подростка
В подростковом возрасте изменяются отношения между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. В этой связи подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим прежде всего связывается собственная внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, манера держать ...

Знак и знаковое опосредствование
Знак - основа символического моделирования явлений объективного мира, которая заключается в подстановке одного предмета или явления вместо другого, которая служит цели облегчения моделирования тех или иных отношений исходного предмета. Вырабатывается в совместной деятельности, в силу этого имеет конвенциональный характер. Существует в а ...

Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе
Группа 3.4 сформирована гораздо позже остальных классов из дополнительного набора в школу, поведение неустойчивое, позволяют себе различные непослушания на уроках такие, как игра на мобильных телефонах, прослушивание музыки в наушниках, редко, но все же, перемещение по классу без разрешения, распространены отвлеченные беседы не относящи ...

Категории