Цветовые ассоциации

Психофизиологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурными и эстетическим аспектами. Цвет или сочетание цветов воспринимается человеком в зависимости от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроения и культурного уровня и других факторов. Все спектральные цвета так или иначе влияют на функциональные системы и психику человека. Рассматривая вопрос восприятия цветов с психологической точки зрения, надо отметить, что один и тот же цветовой объект может восприниматься весьма различно, в зависимости от поставленной цели. Цветовые ощущения вызывают воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, состояния. Это называют цветовыми ассоциациями, которые можно подразделить на физические, физиологические, эстетические, эмоциональные и другие. Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Качество цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта. Отношение к цвету связано с культурной нормой. Существует символика цвета: черный цвет у европейцев цвет траура, в то время как у японцев цвет траура белый. Вспомним "белую гвардию", "голубые береты", "черные рубашки", "оранжевая революция", "зеленые". Цвет применяется как код: красным цветом отличают пожарные машины, голубым воздуховоды, желтым газовые трубы и т. п. Зеленые, желтые, красные огоньки светофора знают буквально все.

Говоря о воздействии цвета на человека, можно привести такой пример. На одном заводе резко уменьшилась посещаемость столовой рабочими. Долгое время не знали причины этого. Оказалось, это было связано с тем, что во время ремонта стены столовой выкрасили в белый цвет, что вызывало неприятные ассоциации с больничными помещениями, не способствовало аппетиту. После окраски стен столовой в интенсивные, радостные тона посещаемость столовой снова увеличилась. Таким образом, цветом можно не только создать определенное настроение у человека, но и вызвать заранее задуманное ощущение.


Гендерные особенности развития волевых качеств в младшем школьном возрасте
В рамках решения первой задачи были проведены тест-опросник Н.Н.Обозова и тест-опросник Е.П.Ильина, Е.К.Фещенко. Результаты, полученные по первой методике – по тесту исследования уровня развития «силы воли» и по второй методике – по тесту исследования уровня развития терпеливости – приводим в таблице 1 . Как видно из таблицы 1, средн ...

Цели и задачи исследования
Объект исследования: память. Предмет исследования: память детей дошкольного возраста Цель исследования: Выявление особенности проявления образной памяти у детей дошкольников. Задачи исследования: 1. Определение уровня развития образной памяти у дошкольников. 2. Изучение зависимости объема произвольной памяти от содержания запоминае ...

Тест на выявление уровня самооценки
Вопросник с ключами 1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то? а) очень часто - 1 балл; б) иногда - 3 балла. 2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы: а) постараетесь победить его в остроумии - 5 баллов; б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйде ...

Категории