Заключение

Затронутая в данной работе тема очень обширна и разнообразна. Небольшое количество переводных зарубежных источников по этой проблематике делают теоретические исследования в этой области крайне затруднительными. Поэтому одна из целей данного исследования создать теоретический базис на основе классического психоанализа, поскольку работы З.Фрейда в настоящий момент наиболее доступны и наиболее проработаны в методологическом плане.

Накопленный материал позволит продолжить начатые исследования дальнейшими направлениями которых могут стать следующие.

* Сравнительный анализ взглядов на происхождение и природу религии З.Фрейда с другими представителями психоаналитической традиции К.Юнга и Э.Фромма в первую очередь.

* Более подробный анализ Эго-защит, встречающихся в религиозных феноменах.

* Систематизация видов религий по степени встречающихся в них Эго-защит.

* Анализ клинического материала, содержащего использование пациентами форм магического и религиозного мышления на предмет выявления мотивов предпочтения той или иной религии, учения.

* Построение общей теории эволюции Эго-защит как механизма адаптирующего человека к реальности.

Выводы которые можно сделать в результате исследования таковы:

* З.Фрейд впервые очень полно и исчерпывающе описал природу и причины происхождение религиозного мировосприятия. По его мнению религия представляет собой устойчивое невротическое образование, происхождение которой обуславливается фактом убийства первоотца, возникновением чувства вины и следующей за этим защиты от этого чувства. Увязывая происхождение религии с происхождением невроза. З.Фрейд убедительно показывает тождественность этих явлений и определяет общие механизмы их возникновения. Запреты и ритуалы религии тождественны запретам и ритуалам невротиков.

* В основе зрелой формы религии лежит возвращение людям их первоначального отца и организации новых защит против чувства вины. Вместе с тем важным элементом зрелой религиозной формы является наличие героя-сына, который побеждает отца в борьбе и занимает его место. Параллельно происходит уменьшение чувства первичного всемогущества. Все мировые религии несут в себе все эти элементы.

* Последовательность развития форм религиозного мировосприятия по З.Фрейду выглядит следующим образом.

ТОТЕМИЗМ-АНИМИЗМ-МАТРИАРХАТ-ПОЛИТЕИЗМ-ПАТРИАРХАТ (МОНОТЕИЗМ).

Современные археологические и историко-культурные исследования позволяют говорить о том, что самым первичным культом был культ Богини-матери из которого и произошел тотемизм. Если мы принимаем теорию о тождественности филогенетических фаз развития религиозного мировосприятия, то это выглядит логичным, так как первичный матриархат соответствует фазе нормального симбиоза младенца с матерью и мать выступает, как первый объект. В то время как тотемизм более поздняя стадия, соответствующая стадии триадных отношений индивидуального развития.

* Направление развития человеческого мировосприятия последовательно проходит фазы от беспомощности и иллюзии всемогущества, к чувству реальности и генитальной организации Эго-защит, что на филогенетическом уровне соответствует научному мировосприятию по З.Фрейду.

* Более ранние формы религиозного мышления используют в качестве доминирующих первичные, примитивные защиты. Переход к более сложным формам религиозного мышления приводит к увеличению количества.

Эго-защит высшего порядка.

* Выбор человеком той или иной религии во многом обуславливается уровнем его Эго-защит и происходит по дополнительному (усиливающему уже имеющиеся защиты) принципу. Усложнение уровня психической организации человека может приводить к поиску более “интеллектуальных” религий, или к интересу к тонким философским аспектам выбранной религии. Это положение нуждается в более тщательной экспериментальной проверке.

В заключении хочется добавить, что рассмотренный психоаналитический подход к проблеме возникновения и природы религиозного мировосприятия не может, и не должен быть единственным. Лишь системный анализ феномена религии разнообразными научными дисциплинами может дать целостную картину этого сложного явления. Именно эту мысль и высказал З.Фрейд в своих работах приступая к психоаналитическому исследованию религии.


Значение контекста для толкования жестов.
Кроме учета совокупности жестов и соответствия между словами и телодвижениями, для правильной интерпретации жестов необходимо учитывать контекст, в котором живут эти жесты. Т.е. если вы, например, в холодный зимний день увидите на автобусной остановке человека, сидящего со скрещенными ногами, крепко скрещенными на груди руками и опущенн ...

Я- концепция в различных психологических теориях
Итак, Я-концепция определяет, во-первых, то, как будет действовать индивид в конкретной ситуации, а во-вторых, то, как он будет интерпретировать действия других. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, то есть его представления о том, что должно произойти. Многие исследователи считают ...

Значение сиблинговой позиции для развития личности ребенка
Сиблинговая позиция – (от англ. sibling брат или сестра) стратегия поведения индивида по отношению к его братьям и/или сестрам. Выделяются следующие формальные позиции: старший ребенок, младший ребенок, средний ребенок, единственный ребенок, близнец. Каждой позиции присущ типичный (нормальный) стиль взаимодействия и функционирования инд ...

Категории