Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”
Страница 2

Одна из распространенных фантазий ребенка в латентном периоде состоит в том, что родители, с которыми он живет - ненастоящие, а настоящих необходимо найти. Поэтому в этот период ребенка захватывают рассказы о путешествиях и странствиях, где ребенок обретает других значимых взрослых, пытаясь справиться с чувствами возникающими на изменение взаимодействия с родителями. Таким образом получается, что образ путешествий героя соответствует латентной стадии развития человека и отражает процесс физического взросления и социализации.

Мы так же знаем из психоаналитической теории, что в латентном периоде происходит вытеснение из памяти событий связанных с ситуацией эдипова периода и до нее; ранние травмы “я” (нарциссические обиды). Следствием травмы с одной стороны является попытка вернуть травму - то есть вспомнить забытые переживания или еще лучше пережить травму заново. Это явление “фиксации” травмы или принудительного повторения. С другой стороны реакции могут преследовать противоположную цель: чтобы ничего из забытых травм не вспоминалось и ничего не повторялось. Мы можем суммировать их как защитные реакции. Их основным проявлением является то, что называется “избеганием”, и что может спровоцировать “угнетенное состояние” и “фобии”.

Травма в детстве может выразиться в невротическом срыве, детском неврозе, сопровождаясь множеством усилий направленных на защиту, и формированием соответствующих симптомов. Возвращение травмы происходит после периода латентности, в генитальной фазе, когда эдипальные конфликты проигрываются на новом уровне.

Таким образом схема возникновения невротического заболевания выглядит следующим образом: ранняя травма - защита - латентность - возникновение невротического заболевания - частичный возврат подавленного.

Эту схему Фрейд применяет для объяснения возникновения монотеизма на примере иудаизма. Действительно, в ходе борьбы Моисея, ставшего отцом народа убивают и тут же защищаются от чувства вины за убийство. Затем следует двухсотлетний период летентности, когда лишь пророки и левиты взывают вернуться к “истинному богу” и возвещают приход мессии.

Затем возникает потребность восстановить истинную религию, как механизм проигрывания травматического содержания - возникает устойчивое невротическое образование на уровне масс религия. Тоже самое мы наблюдаем на примере возникновения христианства. Распятие Христа привело к тому, что “ .чувство вины охватило еврейский народ” [5, с.226]. И один из политико-религиозных функционеров Савл отделяет старую религию иудаизм от новой - христианства и становится Павлом.

“Павел, римский еврей из Тарсуса ухватился за это чувство вины и точно проследил его обратно к первоначальному источнику. Он назвал его “первородным грехом”; это было преступление против бога, которое можно было искупить только смертью. С первородным грехом в мир пришла смерть. Фактически, этим преступлением заслуживающим смерти, было убийство первоначального отца, который впоследствии был обожествлен, но убийство не запомнилось; его место заняла фантазия искупления, и поэтому эта фантазия могла быть провозглашена как откровение об искуплении (благая весть). Сын Господа согласился безвинно быть казненным, и таким образом принял на себя вину всех людей. Это должен был быть сын, так как убит был отец” [5, с.227].

Мы помним, что в религиозной форме сознания появляется четко очерченная фигура героя, который всегда восстает против своего отца и так или иначе убивает его.

“Едва ли стоит сомневаться, что герой и хор греческой драмы представляют того же мятежного героя и компанию братьев; и нельзя оставлять без внимания, что театр в средние века заново начался именно со сценического представления Страстей Господних” [5, с. 227].

Страницы: 1 2 3 4 5


Психическая структура личности и практика делового общения
Смена и чередование эмоциональных переживаний, аффективных реакций, разнообразных инстинктов, мотиваций и установок позволяет психике личности адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Такие ситуации зачастую возникают в деловом общении. Личности с активной и динамичной психикой склонны следить за своими действиями и действиями пар ...

Формирование произвольных движений
Формирование произвольных движений, как передача управления при построении движений сознательному контролю, происходит следующим образом. По мнению И.М. Сеченова, непроизвольные движения регулируются на основании обратной связи проприорецептивными ощущениями, дающими информацию об особенностях выполняемых движений, и экстерорецептивными ...

Синдром эмоционального выгорания в профессии учителя
В литературе по психологии эмоций уже закрепился термин, очень точно характеризующий труд педагога - "эмоциональное выгорание". Он свидетельствует не только о том, что учителя хронически перегружены и имеют высокие риски заболеваний, но и о том, что они не имеют возможности восстановить затраченные силы и, следовательно, не в ...

Категории