Заключение

Исследования в области патофизиологии высшей нервной деятельности детей-олигофренов, клиники олигофрении (А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева) по новому осветили учение об олигофрении, вскрыли структуру дефекта различных форм слабоумия и те патофизиологические механизмы, которые лежат в основе своеобразия познавательной и эмоционально-волевой деятельности умственно отсталых детей. В частности, было установлено, что при олигофрении наблюдается снижение силы основных нервных процессов (особенно тормозного). Нервные процессы характеризуются инертностью, взаимодействие сигнальных систем оказывается нарушенным.

Таким образом, за три послевоенных десятилетия советские ученые сделали значительный шаг в разработке клиники слабоумия. В этот период были возобновлены прерванные исследования в области генетики. Эти исследования позволили по-новому осветить вопросы этиологии слабоумия.

Одновременно активизировались и социологические исследования, выявившие некоторые социальные моменты, играющие роль в этиологии слабоумия (алкоголизм, профессиональные вредности и др.).

Генетические и социологические исследования позволили близко подойти к установлению тех биологических и социальных факторов, которые могут сыграть определенную роль в профилактике слабоумия.

Углубленному исследованию олигофрении содействует созданная в нашей стране в 1971 году Государственная проблемная комиссия по изучению олигофрении, объединяющая и координирующая усилия всех специалистов, разрабатывающих проблему умственной отсталости в клиническом, генетическом, психолого-педагогическом и других планах.

В настоящее время все большее внимание уделяется исследованию генетических факторов в происхождении слабоумия.

Следует признать, что клинические исследования слабоумия в нашей стране находятся в самом расцвете. Каждое новое открытие в биологии, генетике, физиологии, психиатрии и других науках открывает новые перспективы в разработке учения о слабоумии.

Советская дефектология располагает данными, достаточно полно характеризующими своеобразие всех компонентов познавательной деятельности умственно отсталых детей, особенности эмоционально-волевой сферы, особенности деятельности и своеобразия развития личности в целом.

Психолого-педагогические исследования советских дефектологов отличаются тем, что они не только вскрывают те стороны личности умственно отсталого или отдельных психических процессов, которые характеризуются недостаточностью, но и находят те сохранные, здоровые проявления, которые имеются у слабоумного.

Выявление потенциальных возможностей слабоумных помогает совершенствовать учебно-воспитательный процесс специальных учреждений для слабоумных, повышает коррекционный эффект педагогической работы.

К достоинствам проведенных советскими дефектологами психолого-педагогических исследований следует отнести и то, что они не ограничиваются условиями лаборатории, а осуществляются в процессе учебной, трудовой и игровой деятельности ребенка.


Несколько случаев излечения
Мой краткий очерк был бы не полон, если бы я не привел несколько случаев излечения при помощи внушения. Я передаю, конечно, далеко не все случаи, в которых моя помощь оказалась действенной; это было бы слишком длинно и, может быть, чересчур утомительно. Я ограничиваюсь приведением только наиболее интересных примеров. М. Д. из Труа стр ...

Общие сведения об ученике
С данным учебным коллективом обучается полтора года, то есть полные 10 и первая половина 11 класса. Общее физическое развитие выше среднего – здоров, вынослив, нормативы уроков физкультуры выполняет, особых спортивных достижений не имеет. Личное отношение к спорту положительное, что также подтверждается результатами «Исследования субъек ...

Восприятие движения и времени
Восприятие движения осуществляется благодаря очень сложному механизму, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. При ...

Категории